Каодай
Каода́й (Каодаизм; вьетн. Cao Đài, также Đại Đạo Tam Kỳ Phổ Độ – Великий путь третьей эпохи спасения), вьетнамская синкретическая религия, сочетающая западный спиритизм с элементами традиционных для Вьетнама религий – буддизма, конфуцианства, даосизма, католицизма, а также вьетнамской народной религии. Каодаизм был основан в 1926 г. и стал первым синкретическим культом, который получил в колониальном Вьетнаме официальный статус. Сами каодаисты презентуют его как «реформированный буддизм, вьетнамский спиритизм». Ныне последователи каодаизма проживают преимущественно в южных провинциях Вьетнама, особенно в провинции Тэйнинь и в окрестностях г. Хошимин.
История каодаизма
Основателем каодаизма является Нго Минь Тьеу (Ngô Minh Chiêu; известен также как Нго Ван Тьеу, Ngô Văn Chiêu) (1878–1932) – высокопоставленный служащий французской колониальной администрации на о. Фукуок (юг современного Вьетнама). Согласно каодаистской традиции, в конце 1925 г. во время спиритического сеанса он получил откровение от высшего божества по имени Као Дай (буквально – Верховный дворец). В 1926 г. было объявлено о создании каодаизма, последователи которого активно приступили к строительству культовых сооружений и миссионерской деятельности. Они выступали как патриотическая организация, не встречая препятствий со стороны колониальных властей. В период между мировыми войнами у каодаистов появились региональные органы власти и свои вооружённые силы, что позднее позволило им стать влиятельной военно-политической силой и воздействовать на политическую ситуацию на юге современного Вьетнама, особенно во время оккупации Индокитая японскими войсками. С возвращением французов в Индокитай в сентябре 1945 г. с целью восстановить колониальный режим каодаисты быстро перешли на их сторону и принимали активное участие в военных действиях французских войск против вьетнамских патриотических сил в лице Вьетминя. В период острой фазы французско-американского соперничества за контроль над югом современного Вьетнама (1954–1955) произошли вооружённые столкновения каодаистов с вьетнамскими правительственными силами, после чего каодаистская армия была расформирована, а её остатки влились в ряды национальных вооружённых сил режима американского ставленника Нго Динь Зьема. После объединения Вьетнама коммунистами в 1975 г. позиции каодаизма существенно ослабли: управленческие структуры были распущены, спиритические сеансы – запрещены, а наиболее реакционно настроенные каодаисты предстали перед судом.
В условиях неоколониального режима, установленного французами после Второй мировой войны, каодаисты вместе с реформистской буддийской школой хоахао играли важную роль в системе управления конфликтом в Южном Вьетнаме. С помощью каодай и хоахао колониальные власти проводили управляемую региональную дестабилизацию, ослабляя чужими руками своих противников – коммунистов. В определённом смысле каодаизм стал прообразом проекта теократического государства в государстве, который в модернизированном виде ныне используется в геополитических целях.
Происхождение и роль каодаизма в политической жизни страны вызвали споры, неразрешённые доныне. В 1978 г. в ходе судебного процесса было заявлено, что каодаизм был намеренно создан французскими колониальными спецслужбами как региональный противовес набиравшему силы коммунистическому движению. В середине 1980-х гг. каодаистам начали возвращать культовые сооружения, что привело к оживлению религиозной деятельности. Ныне их численность оценивается в 1 млн человек (2018), проживают преимущественно в провинции Тэйнинь, однако они присутствуют и в других провинциях Вьетнама. Влиятельные общины каодаистов существуют также во вьетнамских диаспорах в США, Франции и Австралии.
Вероучение и религиозные практики
Вероучение каодай основано на догмате о «третьем спасении». Вся история человечества подразделяется на три периода:
эпоху творения и неведения, когда спасение было даровано человечеству через Моисея, будду Дипанкару (один из будд прошлого, предшествовавших Будде Шакьямуни), Хуан-ди (Жёлтого императора) и китайское божество Фу-си;
эпоху прогресса, войн, саморазрушения, когда спасение было явлено человечеству через Будду Шакьямуни, Лао-цзы, Конфуция, основоположника царства Ци – Цзян Цзыя, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда;
эпоху уничтожения и сохранения, когда спасение даруется человечеству непосредственно через божественные откровения Высшей сущности, получаемые в ходе спиритических сеансов; время объединения всех религий (в том числе появление теософии, Церкви объединения, бахаитов, экуменического движения, каодай).
Цель каодаистов – освобождение от цепи перерождений в результате слияния с Вселенной, персонифицированной духом Као Дай, достигаемого с помощью внешних и внутренних практик. В числе внешних практик – ежедневное исполнение ритуалов в храме или дома, обряды культа предков; для мирян – соблюдение вегетарианских постов, для священников – постоянное и полное вегетарианство. К внутренним практикам относится прежде всего медитация, а также постоянное осознавание равенства человека и всех живых существ в страдании, знание о наличии в каждом человеке частицы великого духа Вселенной, отказ от злословия, лжи, стремления к роскоши, стяжательства и воровства, чувственности и похоти (в соответствии с буддийским восьмеричным путём).
Центральным каодаистским культовым храмом является Священная резиденция в г. Тэйнинь (на юге Вьетнама). Там проводятся религиозные церемонии с участием верховного духовенства каодаистов. Вопреки расхожему мнению, каодаистская иерархия не скопирована с католицизма; она использует заимствованные из китайской культуры термины. Во главе каодаистской церкви традиционно стоит заотонг (вьетн. Giáo Tông – патриарх): сначала им был основатель каодаизма Нго Ван Тьеу (1878–1932), а затем – его преемник Ле Ван Чунг (1875–1934). После их ухода власть перешла к хофапу (вьетн. Hộ Pháp – страж учения) Фам Конг Таку (1890–1959). Правом проведения спиритических сеансов обладали лишь подготовленные каодаистские медиумы, которые при помощи специального инструмента («корзины с клювом» – перевернутого полого кокосового ореха с держателем мелка) вызывали духов наиболее выдающихся представителей человечества (Жанна д’Арк, Уильям Шекспир, Виктор Гюго, Сунь Ятсен, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин и др.) и фиксировали их откровения. Считается, что каодаистские священные писания «Тхань нгон» (вьетн. Thánh Ngôn – «Священные изречения») и другие каодаистские священные тексты были получены от медиумов в результате спиритических сеансов, которые проводились по определённым правилам, установленным высшими иерархами каодаистской церкви.
Символ каодаизма – т. н. Небесное Око – изображение человеческого глаза в треугольнике, иногда в окружении расходящихся в разные стороны лучей. Центральный каодаистский храм в г. Тэйнинь – место паломничества каодаистов, а также всех вьетнамцев и иностранцев, интересующихся культурой и историей страны. На каодаистском флаге – три полосы: желтого (буддизм), синего (даосизм) и красного (конфуцианство) цветов. Каодаистский алтарь напоминает традиционный алтарь для поклонения духам, однако в центре располагается Небесное Око. Вскоре после своего возникновения каодаизм раскололся на несколько направлений, однако с самого начала и доныне главенствующей считается тэйниньская община каодаистов.
В каодаистских храмах имеется характерная собственная стилистика, благодаря чему они заметно отличаются от культовых сооружений других религий. В первые годы временные культовые каодаистские сооружения стояли под католическими крестами, что, видимо, тормозило обращение местного населения в новую веру, поскольку сохранялось недоверие к скомпрометированному сотрудничеством с колонизаторами католицизму. К середине 1930-х гг., когда Нго Ван Тьеу и Ле Ван Чунг ушли из жизни, христианский крест был изъят из каодаистской символики, в результате чего она приобрела современный облик.