Шенгели Георгий Аркадьевич
Шенге́ли Гео́ргий Арка́дьевич [20.5(1.6).1894, г. Темрюк Кубанской области, ныне Краснодарского края – 15.11.1956, Москва], русский писатель, стиховед, переводчик, журналист.
Родился в семье адвоката. Окончил Александровскую гимназию в Керчи (1914), юридический факультет Харьковского университета (1918; ныне Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина). В 1916–1917 гг. участвовал в гастрольных турне И. Северянина с чтением лекций и стихов. Глава Харьковского губернского литературного комитета, комиссар искусств в Севастополе (1919). В 1919–1922 гг. жил в Керчи, Одессе и Харькове, печатался в журналах «Иппокрена», «Камена», «Колосья», «Пути творчества» и др. С 1922 г. в Москве (в 1942–1944 в эвакуации во Фрунзе, ныне Бишкек). Действительный член Российской академии художественных наук (1923; избран за «Трактат о русском стихе», 2 издания: 1921, 1923). Член, заместитель председателя (1924–1925) и председатель (1925–1927) Всероссийского союза поэтов. Печатался в журналах «Россия», «Красная новь», «Новый мир», «Звезда» и др. Профессор Высшего литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова (1923–1925), 1-го МГУ (1926–1927; ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), доцент Крымского педагогического института в Симферополе (1927–1928), профессор Высшего педагогического института в Самарканде (1929–1930), Литературного института (1939–1942). Работал в газете «Гудок» (1925–1927, 1930–1931), Государственном издательстве технической литературы (1931), журнале «Коммунальное хозяйство» (1931–1932), Гослитиздате (ныне «Художественная литература») (1932–1939).
Дебютировал в керченской периодике (газеты «Керчь-Феодосийский курьер», «Керченское слово» и др.) около 1909 г. как хроникёр и фельетонист (анонимно, публикации не идентифицированы), в 1914 г. – как поэт и литературный критик. В ранней лирике Шенгели сочетаются влияния французских и русских символистов, «проклятых поэтов» и эгофутуризма И. Северянина: сборники «Розы с кладбища» (1914), «Зеркала потускневшие», «Лебеди закатные» (оба – 1915), «Гонг» (1916), «Апрель над обсерваторией» (1917).
Для зрелого творчества Шенгели характерны соединение эпического с лирическим, стоическое ощущение трагизма человеческого существования, особенно в переломные эпохи, обращение к истории и культуре разных народов, виртуозное владение стихом (Шенгели – один из лучших русских мастеров сонета): сборники «Раковина» (1918,1922 – разные по содержанию), «Еврейские поэмы» (1919, 1920), «Изразец» (1921), «Норд» (1927), «Планер» (1935), «Избранные стихи. 1914–1939» (1939). Поэмы и драматические поэмы Шенгели посвящены эпохам революций и гражданских войн: «Поручик Мертвецов» (1919–1921), «Девятьсот пятый» (1925–1927), «Ушедшие в камень» (1937), «Доктор Гильотен» (1922), «Броненосец “Потёмкин”» (1923) и др.
Член Союза писателей СССР (1934), председатель секции переводчиков (1938–1942).
С 1943 г. новые произведения Шенгели не печатались; возвращение его поэзии к читателю началось только в конце 1980-х гг. [стихи; поэмы «Гарм» (1937), «Повар базилевса» (1941–1946), «Тайна кавторанга» (1944–1947) и др.]. Поэтическое наследие Шенгели, включая неизданный сборник «Панцирь» (1946) и посвящённый революции 1905–1907 гг. «Эпический цикл» (1937–1939), в полном объёме впервые издано в 2017 г.
В прозаическом наследии Шенгели (полностью опубликовано лишь в 2018) основное место занимают автобиографические романы «Чёрный погон» (1925–1927) о жизни в Керчи и Одессе в 1919–1920 гг. и «Жизнь Адрика Мелиссино» (1950-е гг., не окончен) о детстве и отрочестве в Керчи.
Видный теоретик и практик стиховедения, профессиональное знание которого считал необходимым для поэта: «Два “Памятника”: сравнительный разбор озаглавленных этим именем стихотворений Пушкина и Брюсова» (1918), «Трактат о русском стихе: Ч. 1: Органическая метрика» (1921, 1923), «Практическое стиховедение» (1923, 1926), «Техника стиха» (1940, 1960), итоговый труд «Русское стихосложение» (1940–1950-е гг., не опубликован).
Среди других произведений: политические брошюры [«Зачем нам демократическая республика?» (1917) и др.; под псевдонимом Д. Сибиряков]; популярные руководства «Как писать статьи, стихи и рассказы» (7 изданий: 1926–1930) и «Школа писателя: основы литературной техники» (1929, 1930); памфлет «Маяковский во весь рост» (1927); фельетоны (под псевдонимом Платон Ковров), судебные отчёты и репортажи (под псевдонимом А. Троль) в газетах «Гудок» (1925–1927), «Наша газета» (1925–1926) и др. – ценный исторический источник; очерки «Спор эпох» (1930), «Преодоление пустыни» (1934; о Средней Азии); «Отступление ночи» (1939; о работе милиции); пьеса «Дело Давида Гольдвассера» (1945, не опубликована); воспоминания о В. Я. Брюсове (1946, опубликованы в 1980).
Один из крупнейших русских переводчиков и теоретиков перевода. Переводил с языков оригинала сонеты Ж. М. де Эредиа (Одесса, 1919), лирику Э. Верхарна (1922–1923; опубликована 1935), Г. Гейне (Москва, 1924), отдельные стихотворения (1935) и поэтический сборник «Возмездие» (Москва, 1953) В. М. Гюго, трагедии Вольтера «Заира» и «Меропа» (обе в 1938), лирику П. Верлена (1941–1945, опубликована 1996), поэмы и лирику Дж. Байрона (2017); с подстрочника – стихи А. А. Лахути (1932–1948), К. Сейтлиева (1944–1945), Махтумкули (1945), Й. Барбаруса (1947), народный туркменский роман «Шасенем и Гариб» (1945, в соавторстве с Н. Л. Манухиной) и др. Сторонник максимально точного перевода, строгий критик «отсебятины» в работах переводчиков [статья «О моей работе», 1951, опубликована 1997; предисловия и послесловия к изданиям переводов Гюго (1935) и Дж. Байрона (1940, 1947) и др.]. Некоторые переводы Шенгели (малые поэмы и мистерия «Небо и земля» Байрона и др.) не опубликованы.
Переводческое и критическое наследие Шенгели не собрано; ряд работ, включая «Пушкинский словарь» (конкорданс к лирике и поэмам), не опубликован и, вероятно, утрачен.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Первая жена (с 1916) – Ю. В. Дыбская (1897–1972), издательский работник; вторая (с 1924) – Н. Л. Манухина (урождённая Лукина; 1893–1980), поэтесса, переводчик.