Теория трёх единств
Тео́рия трёх еди́нств, обязательные принципы построения драматургического произведения в эпоху классицизма, состоявшие в соблюдении «единства времени», «единства места» и «единства действия».
«Единство времени» – правило максимального приближения времени, изображённого в трагедии или комедии, к длительности её театрального действия; категорически не допускалось, чтобы время, изображаемое в пьесе, превышало сутки. «Единство места» подразумевало, что события пьесы должны происходить в одном и том же месте. Полным исполнением правила считалось, если действие разворачивается в одном и том же помещении; не допускался переход действия из дома в дом, из дома на улицу. «Единство действия» – правило, наиболее важное из всех; согласно ему в пьесе должно изображаться только одно событие.
В основе теории трёх единств лежала рационалистическая трактовка правдоподобия, основанная на представлении о тождестве сценического пространства с пространством, изображаемым в пьесе, а времени действия – с длительностью спектакля; «единство действия» диктовалось классицистической эстетикой, выше всего ценившей гармонию и стройность в произведении искусства. Теория трёх единств была полемически противопоставлена традициям народного театра и театра барокко, допускавшего высокую степень условности (так, в барочном театре на одной сцене было несколько площадок, изображавших разные места действия). Вместе с тем теория трёх единств приводила к росту условности в группировке событий и персонажей, к предельному уплотнению действия.
«Единство действия» и ограничение по объёму изображённого времени (от 12 до 30 ч) выдвинуты как драматургические правила в «Поэтике» Аристотеля. «Единство времени» (не более 24 ч) впервые предложено как обязательное драматургическое правило итальянскими комментаторами Аристотеля Б. Ломбарди и В. Маджи в сочинении «Общепонятные объяснения к книге Аристотеля о поэтике» («In Aristotelis librum de Poetica communes explanationes», 1550). Это правило поддержал в Италии Л. Кастельветро, считающийся создателем теории трёх единств, в трактате «Поэтика Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная» («Poetica d'Aristotele vulgarizzata e sposta», 1570), а также Ф. Буонамичи в «Поэтических рассуждениях во флорентийской Академии в защиту Аристотеля» («Discorsi poetici nella Accademia fiorentina in difesa d'Aristotile», 1597). Итальянские теоретики апеллировали к авторитету Аристотеля, считая, что проясняют идеи, содержавшиеся в его «Поэтике».
Дальнейшее развитие теория трёх единств получила в сочинении французского теоретика Ж. де ла Тая «Об искусстве трагедии» («De l’art de la tragédie», 1572), но окончательно сформировалась во Франции в 1630-е гг. в сочинениях Ж. Шаплена, в частности в «Обосновании правила двадцати четырёх часов и опровержении возражений» («Démonstration de la régle des vingt-quatre heures et réfutation des objections», 1630), в предисловии Ж. Мере к изданию пьесы «Сильванира» («Silvanire ou la Morte vivante», 1631), в дискуссии о трагедии П. Корнеля «Сид» («Cid», поставлена в 1636, издана в 1637), в написанном Корнелем «Рассуждении о трёх единствах – действия, времени и места» («Dicours des trois unités d'action de jour, et de lieu», 1660). Теории трёх единств следовали французские драматурги 17 в.: Корнель, Ж. Расин, Мольер.
В каноническом виде теория трёх единств сформулирована в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» («Art poе́tique», 1674); её правила на протяжении 17 – 1-й половины 18 вв. были обязательными для европейской драматургии. В Германии их поддержал И. К. Готшед в трактате «Опыт критической поэтики для немцев» («Versuch einer kritischen Dichtkunst vor die Deutschen», 1730). В России А. П. Сумароков создал подражание трактату Буало – «Епистолу о стихотворстве» (1748), где также признал теорию трёх единств; следуя ей, он переработал в 1748 г. трагедию У. Шекспира «Гамлет».
Соблюдение принципов теории трёх единств сохранялось в европейской драматургии до конца 18 – начала 19 вв. Предромантическая и романтическая литература отвергла эти принципы как условные и противоречившие правдоподобию. В Германии одним из первых случаев демонстративного нарушения теории трёх единств стала историческая хроника И. В. Гёте «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand», 1773), написанная в подражание Шекспиру. Одной из первых русских пьес, пренебрегших теорией трёх единств, была драма А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1824–1825).