#Писатели-романтики
Писатели-романтики
Тег

Писатели-романтики

Писатели-романтики
Найденo 25 статей
Йозеф Карл Штилер. Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. 1828
ЛитераторыЛитераторы
Гёте Иоганн Вольфганг
Гёте Иога́нн Во́льфганг (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель. Участник движения «Буря и натиск». Один из основоположников веймарского классицизма. Первые литературные опыты близки к поэзии рококо: пронизанные мотивами анакреонтики пасторальная пьеса «Каприз влюблённого» (1768), поэтический сборник «Новые песни» (1769). Комедия «Совиновники» (1787) выдержана в духе французского классицизма и просветительского рационализма. Всеевропейскую известность приобрёл роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), где затронуты проблемы естественного права и естественного человека. Роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796) – классический образец немецкого романа воспитания. Самое значительное произведение – трагедия «Фауст» (1808; 1831). Круг научных интересов Гёте включал зоологию, ботанику («Метаморфоза растений», 1790), анатомию (в 1786 открыл межчелюстную кость у человека), оптику, теорию цвета («Вклад в оптику», 1791–1792; «К учению о цвете», 1810) и др.
Литераторы
Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (1804–1867), русский писатель, музыкальный критик, композитор. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения» (создана в 1836, опубликована в 1874) предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России. Автор сборника «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма, путевых заметок, литературно-критических статей и других сочинений.
Николай Мельгунов
Литераторы
Одобеску Александру
Одобе́ску Алекса́ндру (1834–1895), румынский писатель, общественный деятель, археолог. В 1857 г. глава французского отдела государственного секретариата; в 1863 г. министр по делам религии и народного образования; руководил Бухарестским национальным театром (1874–1876). В 1891 г. возглавил Высшую педагогическую школу в Бухаресте. Литературное творчество Одобеску, испытавшего сильное влияние романтизма, заложило основы исторической прозы в румынской литературе. Автор новелл «Господарь Михня Лютый» (1857), «Государыня Кяжна» (1860), многочисленных трудов по археологии, искусству, истории литературы и др.
Джордже Деметреску-Миря. Портрет Александру Одобеску
Направления, стили, жанры в литературе
Романтизм
Романти́зм, идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – 19 вв. Противопоставив себя Просвещению и созданной наукой Нового времени механистической концепции мира, романтизм выдвинул идею исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке иррациональные глубины, связанные с воображением и сновидениями; способствовал появлению новых, свободных форм в литературе и искусстве, отразивших ощущение открытости и бесконечности бытия. Нередко романтизм понимается не только как исторический термин, но и как вневременна́я духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Литераторы
Виньи Альфред де
Виньи́ Альфре́д де (1797–1863), французский писатель, драматург; граф. В историю литературы вошёл как автор первого французского исторического романа в духе В. Скотта («Сен-Мар, или Заговор времён Людовика ХIII», 1826), статей по романтической эстетике («Размышления о правде в искусстве», 1827; «Письмо Лорду***, 1829), переводов пьес У. Шекспира. Интерес писателя к незаурядным характерам и трагическим судьбам нашёл отражение в романах «Сен-Мар…», «Стелло, или Синие дьяволы» (1832), цикле повестей «Неволя и величие солдата» (1835), исторических драмах «Супруга маршала д’Анкра» (1831), «Чаттертон» (1835) и других произведениях. В сборник «Судьбы» (1864), над которым де Виньи работал последние годы жизни, вошли поэмы, объединённые мотивом духовного становления.
Альфред де Виньи. 1857–1865. Фото: Пьер Пети
Литераторы
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Го́фман Эрнст Теодо́р Амаде́й (1776–1822), немецкий писатель, композитор, дирижёр, живописец, рисовальщик. Крупнейший представитель романтизма в литературе. В своих сказках, новеллах, повестях, романах он создал двуплановый художественный мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком. Образы великих музыкантов, обречённых на одиночество в мире потребителей искусства, представлены в новеллах «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), романе «Житейские воззрения Кота Мурра...» (1819–1821). Романтическая ирония, гротеск, мрачный колорит характерны для новеллы «Золотой горшок» (1814), сказки «Щелкунчик и Мышиный король» (1816), романа «Эликсиры сатаны» (1815–1816), повести-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) и других произведений. Против марионеточных режимов и инстинктов массового сознания направлен остросатирический роман-сказка «Повелитель блох» (1822). Автор зингшпиля «Весёлые музыканты» (1805) на текст К. Брентано (1802), первой немецкой романтической оперы «Ундина» (1814), симфоний, камерно-инструментальной и хоровой музыки.
Портрет Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Работа неизвестного художника (ранее считался автопортретом). Ок. 1822
Литераторы
По Эдгар
По Э́дгар (1809–1849), американский писатель, литературный критик. Представитель американского романтизма. Один из основоположников жанра детектива. Центральное место в его прозе занимают темы смерти, страдания, двойничества, распада личности, врождённой порочности человека, необъяснимой жестокости и сверхъестественных способностей: новеллы «Рукопись, найденная в бутылке» (1833), «Лигейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839), «Чёрный кот» (1843). Стихотворения «Ворон» (1845), широко прославившее имя По, «Улялюм» (1847), «Колокола» (1849) и др., пронизанные мотивами отчаяния и скорби, построены на сочетании виртуозной звукописи и изощрённого ритма с фантасмагоричными образами. В новелле «Убийство на улице Морг» (1841) и других произведениях разработал сюжетную схему детектива, основанную на противопоставлении гениального аналитика и обладающего обычными способностями человека (рассказчика).
Эдгар По. 1848
Литераторы
Тик Людвиг
Тик Лю́двиг (1773–1853), немецкий писатель, издатель. Роман «Странствия Франца Штернбальда» (1798), посвящённый становлению художника, воплотил эстетические идеалы йенского романтизма. Один из основоположников немецкой литературной сказки: сборники «Народные сказки, изданные Петером Леберехтом» (1797), сказка «Белокурый Экберт» (1797). Заложил основы традиции разрушения сценической иллюзии: в комедиях использовал приём «театра в театре», вводил в действие зрителей и бурлескные эпизоды. Издавал сочинения Новалиса, Г. фон Клейста, Я. М. Р. Ленца; переводил произведения М. де Сервантеса и У. Шекспира.
Людвиг Тик
Литераторы
Гюго Виктор
Гюго́ Викто́р (1802–1885), французский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель. Один из крупнейших теоретиков романтизма. Прославился поэтическими сборниками («Оды и разные стихотворения», 1822; «Новые оды», 1824; «Восточные мотивы», 1829; «Осенние листья», 1831; «Грозный год», 1872; и др.), в которых звучат как лирические, так и гражданские мотивы; романами («Собор Парижской Богоматери», 1831; «Отверженные», 1862; «Труженики моря», 1866; «Человек, который смеётся», 1869; «Девяносто третий год», 1874), драмами («Эрнани», 1829; «Марион Делорм», 1831; «Король забавляется», 1832; «Мария Тюдор», 1833) и другими произведениями на исторические сюжеты. В предисловии к драме «Кромвель» (1827) отверг условности классицизма, исторически обосновал «новый» театр и «новый» драматический язык, изложил свою концепцию свободной романтической драмы, сочетающей трагическое и комическое, а также теорию конфликта как основы действия и эстетические возможности гротеска.
Виктор Гюго. 1876
1
2
3