Россия. Средства массовой информации. Медиаполитика
Медиаполи́тика в Росси́и, важнейшая сфера взаимоотношений средств массовой информации (СМИ), журналистики, медиасистемы и общества. Включает в себя сложный комплекс мер государственного (конституция, законы и подзаконные акты), общественного, индустриального, а также профессионально-корпоративного (саморегулирование) регулирования, применяемых в медиасистеме.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере СМИ в РФ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В развитии современного законодательства Российской Федерации о СМИ можно выделить три этапа. Первый этап (конец 1980-х – 1990-е гг.) характеризуется формированием базовых нормативных подходов к функционированию СМИ, установлением основных принципов деятельности СМИ в РФ и выработкой общих определений для основных понятий.
Отличительная черта второго этапа (2000-е гг.) – внимание законодателей к упорядочиванию инфраструктуры СМИ как отрасли экономики, формирующейся в условиях глобализации и становления информационного общества. В данном десятилетии отечественная медиасистема столкнулась с необходимостью осознания важности сохранения национальных традиций и культурной идентичности, а также новых угроз, вызванных стремительным расширением интернет-пространства, что обусловило потребность в создании национально детерминированных подходов к медиаполитике, нацеленных на долгосрочное развитие российских СМИ.
Особенность третьего этапа (с 2010-х гг.) – формирование общенациональных приоритетов российского общества в условиях геополитической нестабильности. Целями медиаполитики становятся сохранение отечественной культуры и духовно-нравственных традиций; защита интересов граждан в условиях цифровизации, глобального расширения влияния цифровых платформ, социальных сетей и сервисов. Этот период характеризуется усилением роли государства в определении целей медиаполитики и, как следствие, большей активностью законодательных органов в сфере медиакоммуникаций.
Первый этап: формирование базового законодательства о СМИ (конец 1980-х – 1990-е гг.)
На первом этапе развития отечественной медиаполитики функционирование СМИ осуществлялось в процессе реформирования экономических, общественно-политических и законодательных институтов. 12 июня 1990 г. был принят Закон СССР № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации» (Закон о печати), которым была утверждена свобода печати и отменена цензура и с которого, по сути, начинается правовое регулирование СМИ. С этого момента учреждать СМИ могли не только государственные органы, партии и общественные организации, но также трудовые коллективы и т. д. После регистрации СМИ редакции смогли стать юридическими лицами, которые действовали на основании собственного устава, самостоятельно распоряжались имуществом и доходами.
Первый официальный проект закона рассылался в 1988 г. аппаратом ЦК КПСС в профильные ведомства, в Союз журналистов СССР и его региональные отделения, а также в редакции СМИ. Летом 1989 г. в Верховном Совете СССР была создана рабочая группа, которая должна была предложить окончательный текст законопроекта. В неё среди прочих вошли участники инициативной группы, подготовившие свою версию законопроекта, – доцент Всесоюзного юридического заочного института (ныне МГЮА) М. А. Федотов, старшие научные сотрудники Института государства и права АН СССР Ю. М. Батурин и В. Л. Энтин. Голосование по законопроекту состоялось 27 ноября 1989 г. и показало решительную поддержку проекта. Принятие Закона о печати в СССР стало значимым событием в истории свободы слова и развития отечественных СМИ.
После распада Советского Союза на смену Закону о печати пришли республиканские законы, частично или полностью воспроизводившие нормы союзного закона. В Российской Федерации был принят основной нормативно-законодательный акт в сфере СМИ – Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), ставший средством конкретизации и дальнейшей демократизации Закона о печати, а также продолжением политики гласности, начатой М. С. Горбачёвым.
Важными результатами принятия Закона о СМИ в России стали введение частного предпринимательства в практику складывавшейся медиаиндустрии и возможность функционирования компаний, находящихся в негосударственной собственности. Закон о СМИ создал юридические основания для учреждения и деятельности не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей; заложил регуляторные основания для взаимоотношений между участниками процесса производства массовой информации: обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и др.; сформулировал определения многих понятий, которые не имели общепризнанных дефиниций: «массовая информация», «средство массовой информации» (СМИ)», «периодическое печатное издание», «радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа», «сетевое издание», «продукция средства массовой информации» и др.
В этот период на российском медиапространстве появились первые коммерческие СМИ (в том числе с участием иностранного капитала): газеты «Коммерсантъ» (1989), «Совершенно секретно» (1989), «Независимая газета» (1990), «Российская газета» (1990) и др.; радиостанции «Ностальжи-Москва» (1990; с 1993 «Радио России – Ностальжи»), «Европа Плюс Москва» (1990; с 1991 «Европа Плюс»), Радио Maximum (1991) и др.; телеканалы «2×2» (1989), НТВ (1993), ТВ-6 (1993), а также российские аналоги зарубежных изданий и телерадиопрограмм.
Принятие Закона о СМИ и становление рыночной экономики способствовали тому, что большинство созданных изданий, радийных и телевизионных каналов становились средствами распространения рекламы, которая выступила катализатором их коммерциализации. Как следствие, возросла популярность массовой прессы, рекламно-информационных изданий, развлекательных передач на радио и телевидении. Значительное влияние на формирование медиарынка стали оказывать владельцы крупных акционерных компаний В. А. Гусинский («Группа "Мост"»), Б. А. Березовский («ЛогоВАЗ») и В. О. Потанин («Интеррос»), в собственности которых оказались ведущие СМИ страны.
Изменив форму собственности и уйдя от государственного финансирования, СМИ оказались в новых рыночных условиях, к которым оказались совершенно неприспособленными. Российские законодатели были вынуждены применить различные формы экономической поддержки предприятий СМИ. Для регулирования рекламного рынка был принят Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (утратил силу в 2006), который определил правила поведения, установил нормы и условия размещения и распространения рекламы, ввёл ограничения в рекламе некоторых товаров и услуг. В ноябре 1995 г. был принят Федеральный закон № 177-ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (утратил силу с 1 января 2005), который сформировал систему дотаций для указанных типов изданий. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (принят в декабре 1995, утратил силу с 1 января 2005) предоставлял медиакомпаниям существенные льготы: полное освобождение от уплаты НДС, частичное освобождение от налога на прибыль; полное освобождение от таможенных пошлин, связанных с использованием импортной бумаги; сниженные тарифы на услуги почтовой, телеграфной, телефонной связи и др.
Несмотря на принятые меры, к концу 1990-х гг. российские СМИ оказались в достаточно противоречивом и сложном социально-политическом и экономическом положении. С одной стороны, Закон о СМИ и общественная атмосфера способствовали развитию в сфере массовых коммуникаций новых законодательных принципов, прежде всего отмены цензуры, и становлению свободы слова. С другой, многие редакции СМИ оказались не готовы к принятию рыночных отношений и связанных с ними новых принципов хозяйствования. Именно поэтому, несмотря на противоречивость идеи государственных дотаций, большинство российских редакций в 1990-е гг. поддержали идею государственной помощи.
Второй этап: между отраслевым регулированием и обеспечением информационной безопасности (2000-е гг.)
К началу 2000-х гг. отечественные СМИ представляли собой многоуровневую (федеральный, региональный, местный уровни) систему медиапредприятий, использующих различные (в том числе цифровые) технологии производства и распространения массовой информации и опирающихся в своей деятельности в значительной мере на коммерческие мотивы деятельности (реклама). При этом для многих компаний меры государственной экономической поддержки все ещё сохраняли значение. По мере роста отечественного медиарекламного рынка, на который активно выходили и глобальные рекламодатели, медиаиндустрия не только достигла экономической стабильности, но и перешла к активному внедрению в деятельность редакций новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно на этом этапе отечественная медиасистема приобрела технологически взрывной характер, который привёл её к заметной реструктуризации.
На втором этапе под воздействием индустриальной и технологической трансформации отечественная медиаполитика также начала менять приоритеты и векторы развития. С одной стороны, законодатели задумались о необходимости критического осмысления воздействия технологического прогресса на общественные коммуникации и о введении опредёленных мер его регулирования. С другой, анализируя огромный инновационный потенциал процесса цифровизации в сфере медиа и ИКТ, государство поставило задачи масштабировать опыт успешного применения цифровых медиакоммуникаций во всех сферах жизни общества – в государственном управлении, выборах различных уровней, социальной политике, культуре. Такой подход лёг в основу ряда государственных программ, нацеленных на повышение качества коммуникации государства и общества, на расширение доступа граждан к телекоммуникационной инфраструктуре и информации о деятельности органов государственной власти, на увеличение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровом формате. Создание высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры и увеличение объемов цифровой информации, доступной гражданам, способствовало расширению доступа россиян к Интернету, цифровым кабельным и спутниковым сетям. В контексте этих процессов стали особенно актуальными вопросы ключевых проблем медиаполитики – равного доступа россиян к цифровой телекоммуникационной инфраструктуре, информационной безопасности пользователей, цифровой медиаграмотности. Значительное внимание законодателей оказалось направлено на информатизацию образования, которая была определена как национальный приоритет.
В 2002 г. был принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который запретил распространять экстремистские материалы через СМИ и использовать сети связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В данном документе проявились первые подходы к выработке мер по информационной безопасности аудитории.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» и Правила оказания универсальных услуг связи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241, урегулировали универсальные услуги связи, в том числе услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету, обеспечили защиту прав пользователей услуг связи, гарантировали тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых отправлений и иных сообщений, распространяемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
Согласно Федеральному закону от 3 февраля 2014 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» в каждом населённом пункте с числом жителей свыше 500 человек должна быть установлена точка коллективного доступа к Интернету. Признание Интернета в качестве важнейшей универсальной общественной услуги на федеральном законодательном уровне поставило Россию в один ряд с технологически ведущими государствами мира.
В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», который запретил недобросовестную и недостоверную рекламу; определил товары, реклама которых запрещается, и способы распространения рекламы; урегулировал особенности рекламы отдельных видов товаров (алкогольная продукция, лекарственные средства, детское питание, оружие, финансовая деятельность и др.), а также установил порядок государственного надзора в сфере рекламы.
В том же году принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который установил право на доступ к информации, урегулировал распространение информации, использование информационно-телекоммуникационных сетей, определил порядок ограничения доступа к веб-сайтам.
Некоторые федеральные законы, принятые на данном этапе, ввели определённые меры регулирования для средств массовой информации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» допускалось введение режима контртеррористической операции, который включает применение на территории государства специальных мер: контроль телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей и средств связи.
В 2009 г. вышел Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», который гарантировал свободу массовой информации и создание необходимых условий для получения населением общественно значимой информации в соответствии с перечнем обязательных телевизионных и радиоканалов. В перечень вошли телеканалы: «Первый канал», «Россия» («Россия 1»), «Матч ТВ» (введён указом от 15 июля 2015), НТВ, «Петербург – 5 канал», «Россия-Культура» («Россия К»), «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России» (введён указом от 17 апреля 2012), «ТВ Центр» (введён указом от 20. апреля 2013); радиоканалы: «Вести ФМ», «Маяк», «Радио России».
В течение второго этапа стали более очевидными особенности развития отечественной медиасистемы, связанные с геополитической и географической спецификой нашей страны; национальным законодательством; присущими Российскому государству политическими и экономическими характерными чертами; межэтнической и межконфессиональной структурой общества. На данном этапе был начат процесс упорядочивания инфраструктуры СМИ как отрасли экономики, тесно связанной с традициями российской экономики, политики и культуры. В данное десятилетие в медиаполитике проявился новый подход, интегрировавший прежде разделённые сферы деятельности государства и частного бизнеса – СМИ и телекоммуникации. Интегрированный подход к медиа и телекоммуникациям начал учитывать технологические, законодательные и экономические стороны медиасистемы, что позволило объединить новые технологические принципы в развитии цифровой коммуникационной инфраструктуры – открытость архитектуры сетей, универсальность доступа.
Первое десятилетие 21 в. в российской медиаполитике стало по своему существу проявлением неолиберальной медиа- и коммуникационной политики, гарантировавшей для разных участников коммуникационного рынка различные аспекты максимально широкого доступа к телекоммуникационной инфраструктуре, что соответствовало базовым подходам зарубежного медиарегулирования.
Третий этап: приоритизация национальных интересов российского общества (с 2010-х гг.)
Одним из актуальных направлений в медиаполитике на третьем этапе её развития стала разработка принципов контроля содержания цифровых медиакоммуникаций. Законодателями были сформулированы принципы медиарегулирования, основанные на ряде новых для медиаполитики принципов: допустимости ограничения законом свободы в целях уважения к человеку и его возрасту, религиозным убеждениям, духовно-нравственным традициям и др.; дифференцированной политики законодательного обеспечения прав и свобод взрослых и несовершеннолетних, предполагающей введение более жёстких стандартов защиты прав детей по сравнению с защитой прав взрослых; приоритетности прав и интересов детей, их физического и психологического здоровья, нравственности.
В связи с появлением упомянутых новых тенденций в первую очередь следует назвать Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Он предусматривал ряд ограничений для публикации в СМИ информации, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям, содержит нецензурную лексику или порнографические эпизоды. Закон определил порядок классификации информационной продукции её производителями или распространителями по возрастной категории; необходимой оценки тематики, жанра, содержания, оформления, особенностей восприятия, вероятности причинения вреда здоровью или развитию детей.
Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» установил уголовную ответственность за деяния, совершённые в целях оскорбления чувств верующих, а также административную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
В 2013 г. был принят Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей».
С 2014 г. наметилась тенденция к усилению внимания законодателей к деятельности и содержанию социальных сетей, цифровых платформ и сервисов, прежде всего зарубежных. Был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который усилил требования к интернет-провайдерам за сбор, обработку и хранение персональных данных граждан Российской Федерации в базах данных (серверах), расположенных на территории России. Это правило коснулось и зарубежных социальных сетей.
В 2014 г. принят Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"», ограничивающий участие иностранцев в российских СМИ.
Согласно Федеральному закону от 3 февраля 2015 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О рекламе”» реклама допускается только при наличии в ней более 75 % национальной продукции – на русском языке или на других языках народов России.
Ещё одна важная законодательная инициатива связана с принятием в 2016 г. т. н. пакета Яровой (И. А. Яровая – депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Государственной Думы РФ), который представляет собой совокупность законодательных актов, предъявляющих новые требования к операторам связи и цифровым платформам в Интернете. Согласно документу, с 2018 г. операторам связи и цифровым платформам предписывалось на протяжении полугода хранить содержание звонков и переписки пользователей на территории РФ и предоставлять при необходимости доступ к ним правоохранительным органам.
После выхода Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» значительно возросло внимание государственных органов к социальным сетям, усилилась их критическая оценка. Этот документ фактически стал отправной точкой для последующего законодательного изменения ряда действующих нормативных актов в сфере информации.
Текст Стратегии определил политические цели государства и средства их достижения, включая правовые инструменты. Он в очередной раз подчеркнул важность совершенствования механизмов правового регулирования как СМИ, так и средств доступа к информации, которые по многим критериям могут быть отнесены к СМИ, но формально таковыми не являются (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, сайты в сети Интернет, мессенджеры). Общий приоритет в документе отдаётся традиционным духовно-нравственным ценностям и соблюдению норм поведения, основанных на этих ценностях. Объясняя, что темпы развития технологий значительно превысили возможности большинства граждан в обучении и использовании знаний, Стратегия формулирует социокультурную угрозу: фокус российского мировоззрения сместился с науки, образования и культуры на развлечения, характерные для массового поверхностного восприятия информации. Эта форма потребления информации способствует формированию навязанных моделей поведения, которые дают преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которые владеют технологией распространения данных.
С 2017 г. действует Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», в соответствии с которым на организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями (мессенджера) возлагается обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только идентифицируемых пользователей. Идентификация осуществляется по абонентскому номеру пользователя. Организаторы мессенджера обязаны ограничивать передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.
В том же году принят Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"». Закон гласит, что в случае обнаружения в Интернете информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана в России нежелательной, либо сведений, позволяющих получить доступ к таким материалам, генпрокурор или его заместители вправе напрямую потребовать от Роскомнадзора заблокировать информресурсы, распространяющие данные материалы и сведения. Зарубежное СМИ может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает деньги и/или иное имущество от источников за границей (от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц) и/или от российских юрлиц, получающих деньги и/или иное имущество от таких источников. Под иностранным СМИ понимается, в частности, юрлицо, зарегистрированное в другой стране (или иностранная структура без образования юрлица), распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Согласно требованиям, принятым в 2019 г., все иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента, а также зарегистрированные СМИ, созданные с участием российского юридического лица, выполняющие функции иностранного агента, должны содержать указание при распространении на территории России на свой статус. Министерство юстиции РФ обнародует единый реестр физических лиц и организаций, признанных иностранными агентами в РФ. Перечень опубликовывается на сайте ведомства. Блогеры, не являющиеся СМИ, также должны размещать соответствующий текст в своих публикациях в социальных сетях. Права и свободы блогеров регулируются нормами, предъявляемыми к поведению физических лиц в целом в контексте российского законодательства, а также нормами регулирования социальных сетей и цифровых платформ, на которых блогеры выступают авторами цифрового контента. Вместе с тем с 1 сентября 2022 г. вступили в силу положения Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"». Поправки усилили ответственность блогеров за неуплату налогов на доход, полученный от рекламы.
Действия государства в отношении Интернета, особенно касающиеся свободы доступа к иностранным социальным сетям в России, следует понимать в контексте Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», который направлен на обеспечение, в случае возникновения определённых угроз, функционирования российской части Интернета, т. н. Рунета, независимо от глобальной Сети. Такие угрозы определяются Правительством РФ и включают угрозу предоставления доступа к онлайн-информации или информационным ресурсам, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с законодательством РФ, а также противодействия усилиям по ограничению доступа к такой информации.
В 2019 г. приняты Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», установившие ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, публикуемой под видом достоверной, которая способна причинить вред жизни или здоровью граждан, вызвать массовые нарушения общественного порядка. Законы сопровождались поправками в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ч. 9, ст. 13.15), которые установили штрафы для юридических и физических лиц, в том числе в отношении пользователей социальных сетей и блогеров, распространяющих различные виды заведомо недостоверной общественно значимой информации.
В 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который установил ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, оскорбляющей человеческое достоинство и отражающей явное неуважение к обществу и государству.
В 2020 г. на медиарегулирование повлиял Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"». Поправки позволяют блокировать доступ к онлайн-ресурсам, принадлежащим организациям, официально признанным причастными к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ
В 2020 г. принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» (т. н. закон о социальных сетях), который впервые ввёл в российское законодательство понятие «социальная сеть». Главный признак социальной сети – возможность доступа в течение суток более 500 тыс. пользователей, находящихся на территории РФ. Социальные сети должны самостоятельно выявлять и блокировать незаконный контент: материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних; информацию, склоняющую детей к совершению опасных незаконных действий; данные о способах изготовления и использования наркотиков; информацию о способах совершения самоубийства и призывах к нему; рекламу дистанционной продажи алкоголя и интернет-казино; информацию, которая в неприличной форме оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам государственной власти; призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, терроризму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.
Основная цель данных положений законодательства – перенести часть бремени контроля за соблюдением ограничений для социальных сетей с государства на владельцев медиакомпаний.
Завершается подготовительный этап исполнения приказа Роскомнадзора от 29 июля 2019 г. № 216 «Об определении перечня групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» (к ней были отнесены доменные зоны .RU, .РФ и .SU). Операторы связи и владельцы технологических сетей становятся обязанными выявлять сетевые адреса, соответствующие доменным именам, использовать технические и программные средства, функционирующие в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области связи. Также необходимо использовать национальную систему доменных имён.
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации» (т. н. закон о приземлении иностранных организаций) продемонстрировал новый механизм медиарегулирования. В соответствии с законом все интернет-компании, включая социальные медиа, с ежедневной аудиторией не менее чем 500 тыс. пользователей должны открывать в России филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо. Несоблюдение этого требования влечёт за собой санкции для иностранной организации: запрет на рекламу этой организации или на информацию о ней в поисковых системах; запрет на трансграничные переводы; ограничение денежных операций и частичный или полный запрет на доступ к предоставляемым услугам.
В 2022 г. принят Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (т. н. закон о фейках о Вооружённых силах РФ), который предполагает введение ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации о деятельности Вооружённых сил РФ, а также за публичные действия, направленные на их дискредитацию.
Саморегулирование СМИ в России
В дополнение к традиционной модели правового регулирования в сфере медиа в условиях развитого информационного общества и правовой системы национального государства в качестве альтернативной модели рассматривают саморегулирование. Саморегулирование – это результат деятельности самих СМИ, редакций и журналистов, поскольку именно их представители, прежде всего журналисты и создатели контента, формулируют определённые требования в виде профессиональных стандартов, этических кодексов и правил поведения. Саморегулирование в медиа становится эффективным механизмом достижения разнообразия, объективности и независимости в медиасреде, при этом не отрицает роль государства в корректировке дисбалансов медиарынка, а также следование общей законодательной рамке и логике развития медиарегулирования.
Саморегулирование – общемировая практика, обеспечивающая подотчётность медиа обществу; опирается на концепцию общественного служения СМИ как идеала организации журналистского труда.
В России довольно по́лно представлены общепринятые механизмы подотчётности СМИ обществу. Общественная коллегия по жалобам на прессу, кодексы профессиональной этики, профессиональные журналы, институт интернет-омбудсменства, развитая сеть высших учебных заведений, готовящих журналистские кадры, и т. д.
Общественная коллегия по жалобам на прессу. Общественная организация, образованная в 2005 г. Является творческим неполитическим объединением, учреждённым для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России. За время работы коллегия вынесла более 230 решений. Структура коллегии включает Палату медиасообщества (журналисты, редакторы, издатели, вещатели и др.) и Палату медиааудитории (представители различных организаций).
Палаты Общественной коллегии формируются путём выдвижения кандидатур от организаций, изъявивших желание принять участие в деятельности национального совета по прессе. В Уставе Общественной коллегии уточнены сферы компетенций органа: конфликты в области СМИ, имеющие этико-нравственную природу, а также споры, затрагивающие вопросы прав человека в сфере массовой информации.
Коллегия работает на общественных началах, что является уникальным явлением. Она не имеет возможности получать финансирование от своих членов и претендовать на гранты во избежание конфликта интересов. В своих решениях Общественная коллегия обращается как к нормам законодательства, так и к кодексам профессиональной этики.
Основная масса дел, рассматриваемых Общественной коллегией, касается неточностей, ошибок или неполноты информации в материалах СМИ; дискриминации по тем или иным признакам (национальным, религиозным); неуважения чести и достоинства гражданина.
Профильные комитеты по СМИ. С 2012 г. функционирует Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Комитет создавался с целью осуществления законодательного регулирования в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций, призван заниматься совершенствованием законодательства в отраслях связи и массмедиа. Комитет инициирует активные дискуссии с гражданским обществом и профессиональными сообществами, ориентирован на принятие законов, направленных на поддержание стабильности, качества и устойчивости функционирования Рунета. Другим важным направлением работы комитета является защита авторских прав. С 2014 г. при комитете работает экспертный совет, в котором представлены заинтересованные в сотрудничестве с законодательной властью представители медиаотрасли.
В 2018 г. основан Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций и пиара. Комитет создан для обеспечения влияния на ключевые решения органов государственной власти и институтов развития в отношении поддержки и развития сферы медиакоммуникаций; координации взаимодействия комитетов торгово-промышленных палат, отраслевых объединений предпринимателей с целью развития предпринимательства в сфере медиакоммуникаций и пиара; совершенствования действующей нормативно-правовой базы; консолидации российских СМИ для развития медийной инфраструктуры; поддержания устойчивых деловых связей между ведущими субъектами предпринимательской деятельности и т. д. Вопросы, рассматриваемые комитетом, затрагивают преимущественно интересы предпринимателей в сфере СМИ.
В 2019 г. создан Общественный совет при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России). Совет призван обеспечить учёт потребностей и интересов граждан РФ, защиту их прав и свобод, прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Минцифры России, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью министерства. Общественный совет является совещательно-консультативным органом общественного контроля. Вопросы, которые затрагиваются на заседаниях совета, связаны в основном с деятельностью профильного министерства и обсуждением его приоритетных направлений деятельности.
Этические кодексы журналистов. В России Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в 1994 г. на Конгрессе журналистов России. Его принципы основаны на документах, адресованных журналистам всего мира, – Международной декларации принципов поведения журналистов (принята на 2-м Всемирном конгрессе Международной федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954), Международных принципах профессиональной этики журналиста (1983), Глобальной Хартии этики журналистов (принята на 30-м Всемирном конгрессе Международной федерации журналистов в Тунисе 12 июня 2019).
Основные этические принципы деятельности российских журналистов:
Обязанность действовать исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для членства в Союзе журналистов России.
При соблюдении законов своей страны в вопросах выполнения профессионального долга признание журналистом юрисдикции только своих коллег, отвержение любых попыток давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.
Распространение и комментирование только той информации, в достоверности которой журналист убеждён и источник которой ему хорошо известен.
Сохранение профессиональной тайны в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить журналиста к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
Осознание опасности ограничения, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы деятельностью журналиста. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.
Осознание того, что профессиональный статус несовместим с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.
Недопустимость использования своей репутации, авторитета, а также профессиональных прав и возможностей для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.
Уважение и отстаивание профессиональных прав своих коллег, соблюдение законов честной конкуренции.
Отказ от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.
Использование и отстаивание своего права на пользование всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.
Вышеперечисленные этические нормы совпадают с мировыми стандартами, однако в рутинной профессиональной практике зачастую не выполняются. Российские журналисты не расценивают этические нормы как главные «ограничители» в своей работе, чаще указывая на сдерживающую роль власти, начальства, аудитории или специфику своего СМИ.
Помимо этического кодекса всего журналистского сообщества появились корпоративные своды норм и правил, в том числе этических, разработанные отдельными медиаорганизациями для своих ньюсрумов. Собственные стайлгайды разработаны в информационных агентствах (ТАСС, МИА «Россия сегодня», Интерфакс) и редакциях некоторых крупных газет («Коммерсантъ», «Ведомости»), других СМИ.
Журналистские ассоциации. Крупнейшим объединением журналистов России является Союз журналистов России (СЖР) (ведёт историю с 1918). В настоящее время он объединяет более 100 тыс. журналистов со всей России, представляющих 85 региональных отделений и около 40 творческих объединений. В 1995–2023 гг. СЖР входил в состав Международной федерации журналистов.
У российских журналистов нет влиятельных профсоюзных объединений, хотя в последнее десятилетие предпринимались попытки формирования такого рода учреждений. В Москве были созданы две организации: «Труд и творчество» (2009) и Профсоюз журналистов и работников средств массовой информации (официально зарегистрирован Минюстом России в конце 2017).
С 1990-х гг. развиваются профессиональные объединения работодателей, представляющих разные сегменты медиабизнеса. Среди них можно назвать Национальную ассоциацию телерадиовещателей (НАТ, более 600 компаний, основана в 1995), Гильдию издателей периодической печати (ГИПП, входят более 400 компаний, создана в сентябре 1998), Ассоциацию кабельного телевидения России (АКТР, около 80 компаний, основана в 1998), Альянс независимых региональных издателей (АНРИ, 37 региональных издательских домов и сетевых СМИ России, основан в 2006). Они нацелены на защиту принципов ведения бизнеса и развитие медиабизнеса, анализ тенденций в российском и мировом медиабизнесе, разработку и защиту отраслевых стандартов, предоставление аналитических данных и т. д.
Российские журналисты также проходят обучение в нескольких медиакомпаниях, организующих краткосрочные курсы повышения квалификации для сотрудников и внештатных сотрудников. Неправительственные и отраслевые организации, такие как СЖР, Гильдия издателей печати, Национальная ассоциация региональной прессы и Национальная ассоциация телерадиовещателей, играют активную роль в повышении уровня журналистского образования и улучшении качества журналистской практики.