Россия. Средства массовой информации. Медиасистема
Медиасисте́ма в Росси́и, взаимосвязанный комплекс медиаканалов, медиаконтента, медиатехнологий, действующих в рамках национального и международного законодательства, в контексте геополитического и экономического положения страны, её этнокультурных условий и исторических традиций, а также особенностей идентичности аудитории.
На развитие современной отечественной медиасистемы оказывают влияние следующие факторы:
национальные:
значительный объём территории России и низкая плотность населения создают сложности в распространении общенациональной печатной периодики, требуют построения высокотехнологичной телекоммуникационной системы распространения телерадиовещательных сигналов, превращают общедоступное федеральное телевидение в доминирующее СМИ России;
неравномерное экономическое развитие регионов России ведёт к неравному распределению финансовых ресурсов между региональными медиарынками, различным возможностям доступа аудитории к информации, неоднородному производству качественного журналистского контента и различным редакционным стандартам;
социокультурные различия регионов способствуют различиям в запросах власти и аудитории на контент СМИ;
глобальные:
становление Интернета в качестве заметного сегмента российской медиасистемы, развитие новых форм телевидения – кабельного и спутникового;
глобализация экономики, которая привлекла на российский медиарынок значительный объём рекламы транснациональных компаний и глобальных брендов, способствовала включению российской медиасистемы в мировой рынок новостей и развлекательного контента.
Первый этап: становление новой структуры медиасистемы (1990–2000)
Первый этап в развитии современной российской медиасистемы относится к 1990–2000 гг. – десятилетию масштабной общественно-политической трансформации с радикальными изменениями правовых и экономических основ деятельности СМИ, типологии прессы и программных стратегий теле- и радиовещателей, преобразованием стандартов журналистики.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) обеспечил развитие рыночных отношений в медиабизнесе, заложил основу для принципиально новых отношений СМИ с обществом. Изменения в законодательной сфере сопровождались экономической трансформацией российской медиасистемы.
Печатные СМИ. Произошло сокращение тиражей печатной прессы по различным причинам: слом системы общенационального почтового распространения, снижение платёжеспособности населения, рост цен на бумагу и полиграфические услуги, увеличение подписных и розничных цен. В 1992 г. из 40 массовых общенациональных газет 33 потеряли значительное число читателей: у газеты «Труд» тираж упал на 6 млн, у «Комсомольской правды» – на 5 млн. При этом в целом число общенациональных газет выросло с 43 (в 1990) до 333 наименований (в 2000). Общее число всех официально зарегистрированных печатных периодических изданий в 2000 г. составило 3570 наименований, газет – 5758.
В 1990-е гг. сократились тиражи литературных журналов, лишившихся государственного финансирования, – «Знамя», «Октябрь». Новая типология журнального рынка стала определяться российскими версиями глянцевых женских и мужских журналов, пришедших с глобального рынка, – Burda, Readers Digest, Playboy, Cosmopolitan, а также новыми отечественными проектами, копировавшими зарубежные аналоги, – еженедельники телепрограмм («7 дней», «Антенна»), мужской глянец («Медведь»). Журналы стали активно привлекать потребительскую рекламу, что помогло им сформировать рекламную бизнес-модель к концу десятилетия.
В ходе переходного периода вертикальная и централизованная советская система печатной периодики трансформировалась в многочисленные горизонтальные, часто не связанные между собой региональные и местные рынки прессы. Прирост числа изданий происходил за счёт региональных газет, оказавшихся в центре ежедневных интересов читателей и местных рекламодателей: к концу 1990-х гг. в общем числе российских периодических изданий они составляли 60 %, а в общем тираже отечественной прессы – 70 %.
Экономические проблемы усугубились разочарованием читателей в содержании газет и журналов: если в начале 1990-х гг. почти 70 % россиян причисляли СМИ к числу моральных авторитетов общества, то к концу десятилетия – только 30–40 %. Кризис доверия к медиа коснулся прежде всего прессы: к началу 2000-х гг. только 13 % россиян доверяли газетам, наибольшее доверие из всех СМИ вызывало телевидение (36 % аудитории).
Телевидение. В 1990-е гг. произошла трансформация телевидения в единственный и наиболее влиятельный сегмент медиасистемы России, способный поддерживать единое общенациональное информационное пространство.
Эфирное телевидение в 1990-е гг. стремительно уходило от жёсткой иерархической советской системы: Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию был децентрализован; в 1990 г. образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК); 1-й канал Центрального телевидения в 1991 г. преобразован в Российскую государственную телерадиокомпанию «Останкино» (с 1995 по 2002 – ОРТ, с 2002 – «Первый канал»).
С середины 1990-х гг. началось вещание коммерческих телеканалов, прежде всего развлекательных: в 1995 г. – М1 (с 2005 – «Домашний»), в 1996 г. – СТС и МУЗ-ТВ, в 1997 г. – РЕН ТВ (основан в 1991), в 1998 г. – ТНТ и ТВ-3 (в Москве, с 1994 – в Санкт-Петербурге), в 1999 г. – «Дарьял ТВ» (до 2002, затем DTV-Viasat, ДТВ-Viasat, ДТВ, «Перец», с 2015 – «Че!»).
Значительные трансформации произошли и в региональном телевидении. На рубеже 1989–1991 гг. в российских регионах стали появляться первые негосударственные телекомпании – «Независимое телевидение Ангары», «ТВ Сибирь» (Барнаул), ТРК «Тивиком» (Улан-Удэ), ТВ2 (Томск), «4 канал» (Свердловск/Екатеринбург).
В 1990-е гг. телевидение стало центральным сегментом индустрии свободного времени: оно заметно расширило социально-политическую повестку дня; за счёт зарубежных сериалов и художественных кинофильмов увеличился кинопоказ. Тогда же были заложены основы сегмента неэфирного телевидения, возникли компании спутникового телевидения, среди которых следует назвать первый российско-американский проект «Космос-ТВ» (1991) и «НТВ-Плюс» (1996).
Радиовещание. Заметные изменения происходили и в сегменте радио. В Москве в 1990 г. появилось три негосударственные радиостанции, в 1991 г. – семь, к 1994 г. общее число негосударственных радиостанций в Москве выросло до 33. К концу периода Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию выдала около 500 лицензий на радиовещание. Наибольшей популярностью стали пользоваться музыкальные радиостанции FM-диапазона: «М-Радио», «Радио Рокс», Maximum, «Деловая волна», «Радио 101», «Престиж Радио», «Русское радио» и «Наше радио».
Интернет. В 1990-е гг. ключевой тенденцией развития отечественной медиасистемы стало развитие Интернета, сопровождавшееся расширением доступа россиян к глобальной сети, переходом СМИ в онлайн, становлением сегмента интернет-рекламы.
В 1996 г. была запущена первая отечественная поисковая система Rambler, ставшая самой посещаемой в Рунете. В 1997 г. появился первый рейтинговый классификатор «Рамблер/топ-100», позволявший вести подсчёт посещаемости сайтов, что стало важным критерием оценки веб-сайтов и их стоимости. В 1997 г. заработала поисковая система Яндекс, в основу которой впервые был заложен естественно-языковой поиск на основе морфологического анализа русского языка. В 1999 г. «Независимая газета» одной из первых открыла свободный доступ к публикационным материалам; в том же году вышла в свет ежедневная интернет-газета «Газета.ru», запущена круглосуточная новостная интернет-служба Lenta.ru (входят в топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов, 2022).
Состояние рынка. С вступлением в силу Закона о СМИ были сняты законодательные ограничения свободы слова, отменена цензура. Ориентация на массовый вкус потребителей, заложенная в основу рекламной бизнес-модели, нашла место в сенсационной скандальной прессе, развлекательных программах на телевидении.
В 1992 г. общий объём рекламы составил 55 млн долл. США, с этого же года он увеличивался ежегодно и достиг к середине 1998 г., к моменту дефолта, 1,8 млрд долл. В число рекламодателей вошли как российские, так и глобальные компании, для которых телевизионная аудитория представляла наибольший интерес.
Второй этап: развитие структуры медиасистемы (2000–2010)
Второй этап развития современной российской медиасистемы пришёлся на 2000–2010 гг. – период стабилизации и роста российской экономики, которые стали важнейшими движущими силами развития внутреннего потребления, рекламного рынка и, как следствие, диверсификации тематики СМИ. Ускорилось технологическое развитие медиасистемы, выросло число каналов кабельного и спутникового телевидения, увеличились количество пользователей Интернета и популярность социальных сетей.
Печатные СМИ. На протяжении 2000-х гг. печатные издания оставались наиболее распространённым видом СМИ. К концу 2000-х гг. в России были зарегистрированы 27 425 газет и еженедельников (постоянно издавались не более 14 тыс.), 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Общий годовой тираж российских газет, по данным Росстата, в 2010 г. составлял 8,2 млрд экз.
В российской медиасистеме стало прослеживаться чёткое разделение прессы на качественную (адресованную политической и бизнес-элите) и массовую.
В 2000-х гг. сегмент отечественных качественных газет формировала прежде всего финансово-экономическая пресса («Экономическая газета», «Коммерсантъ», «Ведомости»), предлагавшая аудитории актуальные новости и аналитику бизнеса, глубокий анализ различных сторон общественной жизни. Массовые газеты, представленные московскими изданиями – ежедневными газетами «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», еженедельником «Аргументы и факты», – предлагали аудитории лёгкий популярный стиль изложения, сенсации из личной жизни знаменитостей, крупные заголовки и фотографии. Для выхода на региональные рынки эти издания разработали специальные модели, предполагавшие выпуск региональных вкладок или сотрудничество с местными газетами.
В мегаполисах появились бесплатные газеты, выходившие как в соответствии с моделями, набиравшими популярность за рубежом (газета «Metro Москва», с 1997), так и в оригинальных форматах (иллюстрированный журнал «Большой город», выходил в 2002–2014). Этот же период характеризовался быстрым, но непродолжительным развитием рекламной прессы, которое закончилось в 2010-х гг. из-за ухода массовой потребительской рекламы в Интернет.
Второй сегмент периодической печати России – журналы – развивался в 2000-х гг. стабильно, при этом среднегодовые темпы роста журнального рынка в конце десятилетия не превышали 8 %. На журнальном рынке набирали популярность российские версии глобальных журнальных брендов – мужских и женских, о моде и стиле жизни, автомобильных, интерьерных и многих других. На долю глянцевых журналов приходилась практически половина всего журнального тиража. В конце 2000-х гг. около 600 млн экз. глянцевых журналов – примерно половина общего тиража – печатались за рубежом: в Финляндии, Латвии, Польше, Германии.
Телевидение. В 2000-х гг. телевидение оставалось наиболее важным источником международной, общенациональной и региональной информации для большей части россиян. К концу десятилетия около 94 % россиян называли телевидение главным источником новостей о мире, 74 % говорили о доверии ему. Уровень доверия к телевидению был выше, чем к другим СМИ: радио доверяли 23 % опрошенных, газетам – 16 %, интернет-изданиям – 7 %.
Ядром российского телевидения оставались эфирные телевещатели основных типов: федеральные/общенациональные универсальные каналы (в том числе «большая тройка» вещателей – «Первый канал» с охватом 98,8 % населения, «Россия-1», НТВ); основные сетевые общенациональные каналы (развлекательные СТС и ТНТ, универсальный РЕН ТВ); общедоступные телеканалы меньшего охвата, в основном специализированные [ТВЦ (с 2006 «ТВ Центр»), «Культура», «Домашний», «Спорт», МУЗ-ТВ, «Пятый канал», «Вести»]; региональные каналы [НТМ (Ярославль), «Девятый канал» (Красноярск), «Волга» (Нижний Новгород), «11 канал» (Пенза), «НСК 49» (Новосибирск), «4 канал» (Екатеринбург), ТВ2 (Томск), «АИСТ ТВ» (Иркутск)] и др.
В этот период начало активно набирать популярность платное неэфирное телевидение (кабельное и спутниковое). В число ведущих провайдеров кабельных и телевизионных каналов в 2000-х гг. вышли ведущие отечественные телекоммуникационные компании – «Национальные кабельные сети» («Ростелеком»), МТС ТВ, «ЭР-Телеком», «Акадо», «Триколор», «Билайн ТВ». К концу 2000-х гг. в этом модуле было представлено около 230 каналов. Наиболее известные из них – «Бибигон», «Детский», «Дом кино», «Мир», зарубежные каналы Discovery Channel, National Geographic. Этот сегмент отличался нестабильностью: многие каналы были недолговечными, структура организации и функционирования платного неэфирного телевидения постоянно менялась. Тем не менее именно под воздействием платных неэфирных телеканалов в 2000–2010-е гг. начался процесс сегментации аудитории, который в дальнейшие годы стал основным для телевизионной аудитории.
Отдельный сегмент телевизионного ландшафта сформировали продакшн-компании, которые начали производить значительный объём сериалов, кино, развлекательных программ для эфирных и неэфирных вещателей. В их числе производящие студии, специализировавшиеся на создании телесериалов («Амедиа», «Леан-М», «Творческое телевизионное объединение», «Костафильм», Star Media) и телепрограмм («Трансконтинентальная медиакомпания», АТВ).
Радиовещание. В 2000-х гг. продолжилось активное развитие музыкального развлекательного вещания в FM-диапазоне. Были созданы радиостанции Love Radio (2000), Classic (2003–2014), Jazz (2002), увеличилось число станций, принадлежащих медиахолдингу «Русская медиагруппа» (основана 1995): Monte Carlo (2000), «Танго», «Русское радио – 2» (2001; с 2005 – Русская служба новостей) и др.; «Европейская медиагруппа»: «Радио 7 на семи холмах» (1992) и др.
Интернет. Наиболее активно в структуре российской медиасистемы в этот период развивался Интернет. С начала 2000-х гг. наблюдался быстрый рост числа пользователей в регионах России. В 2002 г. 33,7 % пользователей Интернета жили за пределами «двух столиц», при этом основное число российских интернет-пользователей было сосредоточено в Москве (57,2 %) и Санкт-Петербурге (9,1 %). К началу 2010-х гг. в крупных региональных центрах число пользователей выросло, практически сравнявшись с показателями столиц: в Москве и Красноярске до 70 % жителей, в Омске – 69 %, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону – 68 %, в Санкт-Петербурге – 67 %, Новосибирске и Уфе – 66 %.
Новыми факторами роста российской интернет-аудитории в это десятилетие стали социальные сети. Развитию Интернета в России способствовали технологические и экономические возможности подключения к сетям широкополосного доступа, что существенно расширило объём и повысило качество доступного интернет-содержания. К концу 2000-х гг. примерно 25,5 % россиян были подключены к Интернету через сети широкополосного доступа.
Русскоязычный Интернет (Рунет) прирастал в это десятилетие как за счёт популярных национальных сервисов «ВКонтакте» (2006), «Одноклассники» (2006), так и за счёт пользователей глобальных социальных сетей.
Динамика аудитории Рунета в те годы характеризовалась несколькими ключевыми чертами:
1) увеличение доли молодой интернет-аудитории: к концу 2000-х гг. 48 % пользователей Интернета составляли россияне в возрасте от 25 до 45 лет;
2) расширение аудитории благодаря активизации опытных пользователей Рунета;
3) быстрый рост числа индивидуальных пользователей (к концу 2000-х гг. возможностью подключаться к сети из дома обладали практически 90 % пользователей в городах с населением свыше 100 тыс. человек, при этом 70 % из них имели широкополосный доступ в Интернет).
Важнейшей характеристикой этого этапа развития Рунета стал прогресс мобильной телефонии, которая укрепила свои позиции в качестве канала доступа к Интернету.
В 2000–2010 гг. развитие мобильной телефонии привело к росту популярности Интернета в России, поскольку аудитория мобильного интернета в эти годы росла в два раза быстрее, чем аудитория Всемирной сети в целом. Рунет стал универсальной коммуникационной средой и важным информационным каналом, который использовался в данный период наиболее профессиональными и социально активными россиянами.
Состояние рынка. Второй этап развития медиасистемы России оказался одним из наиболее экономически успешных в новейшей истории СМИ России. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2002 г. рекламный рынок восстановился до докризисного уровня и в следующие пять лет совокупные бюджеты рекламодателей увеличивались ежегодно на 20–24 %.
Стабильное развитие рекламного рынка было прервано мировым экономическим кризисом 2008 г. Больше всего кризис сказался на рекламе в прессе (падение составило 43 %), на радио (36 %) и телевидении (18 %). Единственным растущим сегментом в 2009 г. стал Интернет, где объём рекламы увеличился на 8 %.
Тогда же на медиарынке России заявляют о себе новые иностранные собственники – немецкие компании Bertelsmann, Axel Springer SE, шведская Modern Times Group, французская Lagardère, финская Sanoma Oyj и пр.
В условиях экономического подъёма и увеличения бюджетных средств укрепил свои позиции главный государственный медиахолдинг – ВГТРК. После ряда реорганизаций из его состава были выведены несколько подразделений, сформировавших «Российскую телевизионную и радиовещательную сеть» (РТРС). В 2000-х гг. холдинг ВГТРК начал вещание телеканалов «Вести» («Россия-24»), «Спорт» («Россия-2»), «РТР-Планета», запустил радиоканалы «Культура», «Вести FM». Были созданы новые государственные медиакомпании – группы Russia Today и «Звезда».
В 2000-х гг. развитие отечественной медиасистемы отличалось стабильным экономическим ростом, чему способствовали активизация внутреннего потребления и увеличение рекламного рынка, активное технологическое развитие телевидения и расширение охвата Интернета. Благодаря запуску онлайн-версий традиционных СМИ, популярности социальных сетей и новых платформ пользовательского контента Интернет стал самостоятельной частью российской медиасистемы.
Третий этап: усложнение структуры медиасистемы в условиях цифровизации (2010-е гг. – поныне)
Третий этап развития медиасистемы в России характеризовался её усложнением в ходе цифровизации. В числе процессов, определивших развитие медиасистемы, – создание цифровых версий печатных газет и журналов, диверсификация и становление многоканальности телевидения, фрагментация аудитории, рост популярности подкастов как нового аудиоформата. На медиарынке укрепились крупные медиахолдинги, находящиеся в полной или частичной собственности государства.
В связи с ростом популярности социальных сетей блогеры и инфлюенсеры превратились во влиятельных авторов, а сама аудитория – в полноправного субъекта коммуникации, распространителя и создателя контента.
Бурное развитие цифровой медиасреды вызвало усиление активности законодателей, что воплотилось в создании новых законодательных актов, направленных на упорядочение деятельности медиа.
Внутри десятилетия отчётливо выделяются две фазы. Первая фаза (2010–2014) характеризовалась частичным восстановлением экономического роста медиаиндустрии после мирового экономического кризиса 2008 г., что стимулировало технологические изменения в медиа. Важной чертой этого периода была и общественная нестабильность, вызвавшая всплеск дискуссий о роли СМИ в политических процессах. Вторая фаза (2014–2020) была отмечена экономическими сложностями. Они были вызваны падением рекламного рынка после введения антироссийских санкций в 2014 г., а затем пандемией COVID-19.
Печатная пресса. Экономические трудности, вызванные сокращением рекламы в кризисные 2009–2010-е гг. и введением антироссийских санкций, негативно сказались на развитии отечественных газет и журналов. Кризис бумажных СМИ привёл к закрытию многих печатных изданий: журналов «Русский Newsweek», «Весь футбол», «Спортивная жизнь России», «Туризм и отдых», «ТВ ПАРК», «Итоги», «Ровесник», «Восточная коллекция», «Крестьянка», «Автомир», Quattroruote, «Мой прекрасный сад», «Лиза. Мой ребёнок», «Счастливые родители», «Русский репортёр», «Огонёк», Starhit, Men’s Health; газет «Время новостей», «Московские новости» (с 2020 сетевое издание); с рынка полностью ушёл издательский дом «Эдипресс-Конлига».
Телевидение продолжало играть заметную роль в медиасистеме России, оставаясь наиболее востребованным аудиторией и рекламодателями СМИ.
Согласно обзорам аналитиков и данным исследовательской компании Mediascope, в 2010-х гг. в развитии телевидения прослеживались три основные тенденции:
«Старение» аудитории, сокращение прироста молодых зрителей в возрасте до 25 лет.
Развитие цифрового вещания, продвигающего альтернативные платформы (в том числе и прежде всего Интернет), нелинейный и отложенный просмотр.
Увеличение фрагментации аудитории, приводившее к сокращению доли крупных телеканалов.
В результате цифровизации отечественного телевидения более 98 % жителей России получили возможность смотреть 20 эфирных телеканалов двух цифровых мультиплексов, первый из которых включает универсальные телеканалы общего интереса, второй – несколько каналов более узкой тематической направленности. В первый мультиплекс каналов (бесплатное вещание) входят обязательные общедоступные: «Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, «Пятый канал», «Россия-Культура», «Россия-24», «Карусель», ОТР, «ТВ Центр». Кроме телеканалов первый мультиплекс транслирует три радиоканала – «Вести FМ», «Радио Маяк», «Радио России».
Во второй мультиплекс вошли эфирные наземные каналы, распространение которых происходит за счёт самих вещателей, при этом они имеют статус общедоступных: «РЕН ТВ», «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-3, «Пятница!», «Звезда», «Мир», ТНТ, МУЗ-ТВ. При отборе этих каналов учитывалось время их вещания (требовалось ежедневное и круглосуточное), соотношение в эфире программ отечественного и зарубежного производства (55 % к 45 %), характер лицензии (универсальная, для распространения на территории РФ).
Программирование российского телевидения в 2010-х гг. определялось разнонаправленными тенденциями. Основным типом вещаний на главных эфирных российских телеканалах оставалось развлекательное. Такая же ситуация была характерна и для платных – кабельных и спутниковых каналов, значительная часть которых специализировалась на кинофильмах, сериалах, музыке, фильмах о путешествиях и т. п. При этом эфирное телевидение в начале десятилетия оставалось основным источником новостей для большинства россиян. В течение всего десятилетия рос интерес аудитории к программам на социально значимые темы, что заставляло вещателей создавать новые политические ток-шоу, аналитические программы, благотворительные марафоны, документальные фильмы, научно-познавательные программы и каналы.
Важной тенденцией стало увеличение интереса аудитории к развлекательному контенту отечественного производства. Если в начале периода несколько увеличилась доля американских фильмов в кинопоказе на основных федеральных каналах – до 63 % в 2010 г. (48 % в 2001), то в 2010-х гг. в сериальном показе ведущих телеканалов России более 80 % сериалов было отечественного производства.
К 2010-м гг. телевидение стало играть заметную роль в укреплении национальной идентичности и сохранении отечественной культуры. В декабре 2011 г. президент Д. А. Медведев в послании Федеральному собранию предложил создать в России общественное телевидение. В январе 2012 г. рабочая группа Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека утвердила концепцию общественного телевидения («Общественное телевидение России», ОТР), вещание которого началось в мае 2013 г. из «Останкино». Цель создания канала была заявлена как оперативное, достоверное и всестороннее информирование россиян об актуальных событиях в политике, науке, образовании, культуре, духовной жизни страны, выявление и защита общественных интересов.
В 2010-х гг. в российском телевидении укрепляется актуальная для всей мировой телевизионной индустрии тенденция – развитие неэфирного платного телевидения. Как отмечалось в докладе Роспечати в 2011 г. «Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленном авторским коллективом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, лидеры российского телевизионного рынка – «Первый канал», «Россия-1» и НТВ – удерживают почти 50 % аудитории.
Радио. Отечественное радиовещание в 2010-х гг. развивалось в соответствии с тенденциями, определившимися в 2000-е гг. Аудитория предпочитала музыкальное вещание, которое обеспечивали крупнейшие радиосети – «Европа Плюс», «Русское радио», «Авторадио». К концу 2010-х гг. наивысшие доли среднегодовой аудитории фиксировались у радиостанций «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Радио Дача», «Русское радио», «Ретро FM», «Радио России».
В этот же период рос интерес аудитории к разговорному вещанию, которое предлагали как давно присутствовавшие на рынке, так и новые тематические станции (Business FM, «Коммерсант FM», IZ.RU, «Вести FM», «Радио Маяк», «Комсомольская правда», «Радио Вера», «Спорт FM»). Увеличивали популярность и станции универсального типа, предлагавшие широкий спектр программ – информационных, художественных, научно-популярных и музыкальных («Радио России», «Радио Культура», «Радио Книга», «Звезда»).
Сформировавшийся за 30 лет рынок радио характеризовался разнообразием форм собственности, программных форматов, широким проникновением вещания московских станций в регионы благодаря созданию радиосетей. Объём рекламы на радио оставался стабильным, составляя примерно 6–8 % всего объёма рекламы в СМИ. В период пандемии COVID-19 и режима самоизоляции ключевым направлением развития аудиоформатов стали подкасты и аудиокниги, которые в конце десятилетия слушала примерно ⅕ россиян. Многие радиостанции размещали подкасты на своих сайтах или на аккаунтах в социальных сетях, возникли студии записи подкастов. Подкасты стали как новой формой существования радио, так и новыми конкурентами разговорного вещания.
Интернет. В начале 2010-х гг. доля активной аудитории – выходящие в сеть хотя бы раз в сутки пользователи – составляла 40 % всех россиян. Пространство Рунета чрезвычайно расширилось: в 2011 г. в нём было зарегистрировано 4 550 925 доменных имён.
Совокупная аудитория Интернета в России в 2011 г. составляла около 70 млн человек. На медиасистему это оказывало особое влияние, поскольку аудитория использовала Интернет для получения той информации, которую раньше потребляла из традиционных СМИ: новости российской политики (63 %), стран СНГ (47 %), региона по месту жительства (48 %), шоу-бизнеса (24 %), последние происшествия (45 %). Абсолютным лидером по размеру интернет-аудитории оставалась Москва.
К концу десятилетия сетью в России хотя бы раз в день пользовались уже 71 % населения, или более 87 млн человек. В 2020 г. наибольший охват фиксировался исследовательской компанией Mediascope в возрастных группах 12–24 (97,1 %), 25–34 (95,8 %) и 35–44 (93,7 %). Главным способом доступа в сеть стали мобильные устройства (прежде всего смартфоны). Так, в 2020 г. среднесуточная мобильная аудитория Интернета составила 79,8 млн человек, или 65,2 % населения всей страны.
Общее количество доменных имён к 2020 г. в зоне .RU достигло 4 965 610, в зоне .РФ – 711 915. По объёму аудитории среди наиболее популярных интернет-ресурсов к концу десятилетия лидировали Яндекс (83,9 млн пользователей), Google (82,9 млн), YouTube (80,1 млн), WhatsApp (74,2 млн) и «ВКонтакте» (72,4 млн). За 2-ю половину 2010-х гг. в Рунете также активно развивались и привлекали своих пользователей сервисы с киноконтентом (Ivi, Okko, «Кинопоиск» и др.) и музыкальным контентом («Яндекс Музыка», «VK Музыка», «СберЗвук» и др.).
Состояние рынка. Медиаиндустрия находится в прямой зависимости от динамики рекламного рынка, который в 2010–2020 гг. вследствие экономической нестабильности развивался неравномерно и характеризовался перераспределением денежных потоков между различными носителями. В начале периода суммарный объём рекламных бюджетов в целом постепенно восстанавливался после кризиса 2008–2009 гг. и, согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России, к 2019 г. достиг показателя 494 млрд руб. Главной тенденцией всего десятилетия стало неуклонное увеличение значения Интернета как рекламоносителя: к 2020 г. доля Рунета на рекламном рынке страны составляла уже 53 %, телевидения – 36 %, печатной прессы и радио – 2 %.
Общий рост значения Интернета как коммуникационной среды привёл к формированию совершенно новых сегментов медиарынка России. В частности, в 2010-х гг. возникли отечественные онлайн-кинотеатры и аудиостриминговые сервисы, традиционные издательские дома и телерадиовещательные компании создали свои собственные интернет-ресурсы.
В 2010-х гг. за счёт приобретения выгодных активов и запуска новых проектов продолжили своё развитие крупнейшие участники медиарынка – «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа», ВГТРК. Приоритетом для них также стало развитие различных онлайн-платформ. Другим важным признаком трансформации национального медиарынка в 2010 гг. стало появление нового феномена – мультисервисных цифровых экосистем, например Яндекс и Mail.ru Group (VK). Активно развивая контентные направления своей деятельности и используя значительную долю рекламных бюджетов, цифровые экосистемы к концу десятилетия заметно потеснили классические медиахолдинги, превратившись в экономических лидеров отрасли.
Медиасистема России сегодня: определяющие факторы развития
Медиасистема России активно менялась под влиянием становления новой государственности, трансформационных процессов в политической системе, экономике, социальной структуре общества. Значительное воздействие на развитие СМИ оказали изменения медиазапросов россиян, интересы рекламодателей, искавших доступ к новым целевым группам потребителей.
Традиционная цепочка «пресса, радио, телевидение» изменилась на новую – «контент, канал, платформа», создавая вместо традиционной системы СМИ новую экосистему медиа. Внедрение и совершенствование платформ привело к существенным изменениям в медиасистемах – универсализации, потере привязки конкретного медиатекста к конкретному медиа после появления настраиваемой пользовательской ленты, усилению позиций пользовательского контента. Поскольку цифровизация раздвигает границы медиаотрасли, сегменты медиаиндустрии продолжают увеличиваться, сближаться, утрачивать чёткие границы. В связи с этим актуальным стало появление модели «экосистема IT – телекоммуникации – медиа», не только обозначающей новую технологическую среду, в которой сегодня существуют медиа, но и характеризующей комплекс современных производственных, социальных и культурных реалий медиа в целом. Информационно-коммуникационные технологии, стимулирующие развитие современной медиасистемы, с одной стороны, угрожают существованию прессы в её традиционном, бумажном виде и порождают гибридизацию телевидения и Интернета, с другой – определяют развитие цифровой экономики, политики и культуры.