Цифровизация политики
Цифровиза́ция поли́тики, проникновение цифровых технологий в сферу политического процесса, отношений и в механизм функционирования политических институтов.
Феномен цифровизации политики обладает своими специфическими особенностями в конкретных странах и регионах мира; зависит от темпов развития информационно-коммуникационных технологий и соответствующих секторов экономики, степени распространения Интернета среди населения, фактора цифрового неравенства; имеет глобальный характер. Ускоренная форсированная цифровизация социально-экономической и политической жизни в большей степени была спровоцирована пандемией COVID-19, которая поставила перед необходимостью субъектов политического процесса в большей степени использовать в своей работе ресурсы интернет-коммуникаций, цифровых приложений и технологий.
Причины и сущность
Фундаментальными причинами проникновения цифровых компонентов в политический универсум послужили: появление Интернета поколения Web 2.0 с новыми цифровыми медиа, эффект Big Data, активность цифровых корпораций и развитие капитализма платформ. Цифровые медиа, по мнению Л. З. Мановича (Манович. 2018. С. 61–81), отличались от традиционных медиа программируемостью, модульностью (цифровые компоненты состоят из независимых частей, вплоть до пикселей), автоматизацией, вариативностью, транскодингом (влиянием компьютерной логики на культуру). Распространение цифровых медиа (социальных сетей, блогов, форумов, видеохостингов) сопровождалось их политизацией, когда новыми коммуникационными площадками для донесения собственного мнения до общественности стали пользоваться представители политических партий, органы государственной власти, политические лидеры. Структура цифровых медиа привлекала представителей разных политических взглядов своей анонимностью и отсутствием традиционных форм цензуры.
Рост интернет-пользователей и постоянная генерация ими огромного объёма информации, в том числе и политического характера (от постов в блогах, сообществах до комментариев, хештегов, мемов и лайков), создали спрос на технологии Big Data – аналитики политическими партиями и политическими лидерами, которые получили ресурс для создания сетевых сообществ своих сторонников и возможность для исследования их проблем, запросов и предпочтений. В этих условиях политико-консалтинговые фирмы, работая на кандидатов, партии и правительства, стали применять средства психопрофилирования, анализа «цифровых следов» интернет-пользователей для прогнозирования политического поведения электората и внедрения техник микроцелевой таргетированной политической пропаганды (примером тому служит деятельность британской частной компании Cambridge Analytica, которая использовала технологии глубинного анализа данных в ходе избирательных кампаний в Интернете с целью разработки стратегической коммуникации). При этом цифровизация политики начиналась в условиях платформенного капитализма, когда большинство коммуникационных возможностей граждан, партий и даже органов власти стали зависеть от цифровых корпораций (Срничек. 2020. С. 37–41), что привело к возрастанию роли алгоритмов в формировании, фильтрации и управлении информационными потоками, политической повесткой, политических предпочтений граждан.
Примеры цифровизации политики
Ключевыми примерами цифровизации политики выступают: электронное правительство (ориентировано на обеспечение эффективного механизма обратной связи между гражданским обществом и государством); электронное голосование (обеспечение удобства и автоматизации избирательного процесса; предотвращение рисков фальсификации на выборах; сохранение конфиденциальности данных избирателей; сокращение временных, пространственных и других издержек избирательной системы); цифровой суверенитет (право государств на формирование самостоятельной информационной политики; защита независимости государств в киберпространстве от внешних угроз).