Распространитель средства массовой информации (легальная дефиниция)
Распространи́тель сре́дства ма́ссовой информа́ции, лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях [абзац 13 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон № 2124-1)].
Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом № 2124-1, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить статям 20, 22 Закона № 2124-1 и иным актам законодательства РФ (ст. 17 Закона № 2124-1).
При этом необходимо учитывать, что положения Закона № 2124-1 допускают возможность участия одного лица на разных этапах производства и распространения массовой информации. Так, учредитель средства массовой информации может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя; редакция – в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя; издатель – в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя (ч. 5 ст. 18, ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 21 Закона № 2124-1) (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"»).
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 2124-1, в отношении информационных агентств одновременно распространяется статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Учитывая, что под «распространением продукции средства массовой информации» понимаются «продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения», то понятие распространителя охватывает прежде всего операторов почтовой связи, операторов теле- и радиоканалов, пользователей радиочастотным спектром, операторов доступа к сети Интернет и т. д. Правовое регулирование деятельности таких лиц в качестве распространителей продукции средства массовой информации осуществляется законодательством о связи.