Переписка Н. А. Римского-Корсакова и С. П. Дягилева
Переписка Н. А. Римского-Корсакова и С. П. Дягилева. В марте – апреле 1907 г. состоялись личные переговоры и велась переписка С. П. Дягилева с Н. А. Римским-Корсаковым о программах Русских исторических концертов в Париже и о поездке самого Римского-Корсакова для дирижирования своими произведениями. Дягилев писал: «Я не теряю надежды на ваше участие в Париже. При всех бесконечных трудностях, которые представляет это дело, нельзя работать без мысли о поддержке со стороны любимого и дорогого учителя». Римский-Корсаков, поначалу скептически относившийся к затее Дягилева, в ответ на его настойчивые просьбы дал согласие в юмористической надписи на визитной карточке: «ехать, так ехать – сказал попугай, когда кошка тащила его из клетки».
На открытии исторических концертов Римский-Корсаков с большим успехом дирижировал сюитой из оперы «Ночь перед Рождеством», на третьем концерте – картиной «Ночь на горе Триглав» из оперы «Млада». Последним номером пятого концерта и заключением всей концертной серии были Интродукция и Сцена в подводном царстве из оперы «Садко» (дирижировал А. Никиш).
Далее весной и летом 1907 г. Дягилев писал композитору о предполагаемых им постановках «Садко» и «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского весной 1908 г. в Париже: «не забудьте, что в. кн. Владимира я должен убедить, что наше предприятие полезно с национальной точки зрения; министра финансов, что оно выгодно с экономической точки зрения … и даже директора театров, что оно принесет пользу для императорской сцены» (19 апреля). «"Садко" предполагаем дать с французами и по-французски (Садко – Альварец), "Бориса" же пока по-русски с Шаляпиным и Собиновым» (5 июня). Дягилев уговаривал Римского-Корсакова сделать сокращения и перестановки в «Садко», мотивируя это привычками публики: «Слушать оперу от 8 до 12 французы абсолютно не способны» (17 июля). Композитор отвечал: «Раз замешивается в деле национализм Владимира Александровича и расчеты министра финансов, – является необходимым успех во что бы то ни стало. Для меня же существует лишь художественный интерес, и к вкусу французов я остаюсь совершенно равнодушным... могут быть мною допущены лишь те купюры, которые делаются на Мариинской сцене... Если слабосильной французской публике во фраках, забегающей на время в театр... "Садко" в настоящем виде тяжел, то и не надо его давать» [цит. по изд.: Хронограф жизни Н. А. Римского-Корсакова (сентябрь 1906 г. – июнь 1908 г.) // Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 295, 296, 299, 301, 303].
Постановка «Садко» так и не была осуществлена Дягилевым.