Лейтмотив
Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv, буквально – ведущий мотив), относительно краткое музыкальное построение, рельефное в ритмическом, мелодическом или гармоническом отношении, неоднократно повторяющееся на протяжении музыкального произведения. Также термин в литературоведении.
Лейтмотив в музыке
В качестве лейтмотива могут использоваться мелодический мотив, фраза или целая мелодия (лейттема, например «тема возлюбленной» в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза), гармонический оборот или отдельная гармония (лейтгармония). Иногда лейттема бывает закреплена за выделенным инструментальным тембром (лейттембр, например соло трубы в «Поэме экстаза» А. Н. Скрябина). Лейтмотив чаще всего применяется в музыкально-театральных жанрах, где служит обозначением и характеристикой определённого персонажа, предмета, эмоции или отвлечённого понятия. В симфонической музыке смысл лейтмотива нередко разъясняется в литературной программе. Лейтмотив как принцип музыкальной драматургии первым теоретически обосновал (не пользуясь этим термином) Б. Ласепед в «Поэтике музыки» (1785); термин «лейтмотив» впервые применён А. В. Амбросом (1860 или 1865).
Предформы лейтмотива – в типовых музыкально-риторических фигурах, характерных для вокальной и зависимой от неё инструментальной музыки Позднего Возрождения и барокко. Как драматургический приём лейтмотив сформировался в конце 18 – начале 19 вв. в операх французских (А.-Э.-М. Гретри, Э. Мегюль, Л. Керубини) и немецких (Э. Т. А. Гофман, К. М. фон Вебер, Г. Маршнер) композиторов. Законченное выражение принцип лейтмотива получил в музыкальных драмах Р. Вагнера; например, в основе всех частей его тетралогии «Кольцо нибелунга» лежит единая лейтмотивная система, где лейтмотивы не только появляются в узловых моментах действия, но и пронизывают собой всю музыкальную ткань: возвещают о появлении героев на сцене, иллюстрируют сказанное словами, договаривают невысказанное и т. п.; следуя друг за другом или соединяясь контрапунктически, лейтмотивы отражают связи событий.
Лейтмотивы встречаются также в фортепианной и симфонической музыке Ф. Листа, операх Дж. Мейербера, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Дебюсси, Дж. Верди, Дж. Пуччини и представителей веризма, операх и симфонических произведениях Р. Штрауса. В России музыкально-тематические повторы по типу лейтмотива ещё в 1830-х гг. применял М. И. Глинка (опера «Жизнь за царя»), широко пользовались лейтмотивами М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, творчески претворили вагнеровские принципы Н. А. Римский-Корсаков (в оперной и симфонической музыке), А. Н. Скрябин (в фортепианной и симфонической музыке). Лейтмотив сохранил своё значение и в музыке 20 в. (оперы Л. Яначека, Б. Бриттена, А. Шёнберга, А. Берга), в том числе в киномузыке.
Лейтмотив в литературе
Заимствованный из музыкознания, термин «лейтмотив» используется также в литературоведении. В узком смысле им обозначают повторяющиеся элементы произведения (образ, предметная деталь, слово, оборот речи) и творчества писателя в целом, устойчиво связанные с определённым персонажем, ситуацией, идеей, настроением и т. п. Так, в реалистическом романе 19 в. распространены портретные лейтмотивы (мраморные плечи Элен Курагиной в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, железный крюк капитана Каттля в романе «Домби и сын» Ч. Диккенса); лейтмотивная деталь в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова – отдалённый звук лопнувшей струны; лейтмотив-образ в «Волхве» Дж. Фаулза – лабиринт; сюжетообразующий лейтмотив в «Жизни насекомых» В. О. Пелевина – метаморфоза, перерождение. Лейтмотивы обнаруживаются и в литературных направлениях: в кладбищенской поэзии это образы кладбища, заброшенных зданий, руин; в творчестве писателей русского зарубежья – образы потерянного рая (сочинения В. В. Набокова, И. С. Шмелёва, Г. В. Иванова) и др.
В поэзии лейтмотивом также называют звуковые, ритмические и интонационные повторы.
В произведениях крупных форм, как правило, переплетаются и взаимодействуют несколько лейтмотивов, образуя систему (роман «Избирательное сродство» И. В. Гёте; романы Т. Манна, сознательно ориентировавшегося на лейтмотивную технику Р. Вагнера).
В широком смысле под лейтмотивом подразумеваются центральная тема, преобладающее настроение, эмоциональный и идейный тон произведения.