Полистилистика
Полистили́стика (от поли… и стиль), намеренное соединение в одном музыкальном произведении различных, иногда разнородных, стилистических элементов.
Термин используется в отечественном музыкознании, введён А. Г. Шнитке в 1971 г. (Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции… 1990. С. 327–331). Основные формы полистилистики: цитата (хорал из 60-й кантаты И. С. Баха в Скрипичном концерте А. Берга), псевдоцитата (квазицитата; например, иллюзия звучания «Марша энтузиастов» И. О. Дунаевского в 1-й симфонии Шнитке), аллюзия (намёк; например, в финале 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича после цитат из музыки Р. Вагнера во вступлении мелодия напоминает начало его оперы «Тристан и Изольда», но реально совпадает с началом романса «Не искушай» М. И. Глинки).
Применение цитат и аллюзий нередко служило поводом для упрёков в «литературщине». Ряд отечественных исследователей трактуют понятие полистилистики в расширительном смысле, относя к ней любые формы стилевой эклектики (оцениваемой не обязательно негативно), в том числе в рамках неоклассицизма, неоромантизма. При этом чаще всего к области полистилистики относят разностильность, характерную для авангардизма (Ч. Айвз), постмодернизма и поставангарда («Гимны» К. Штокхаузена, Симфония Л. Берио, «Великий мертвиарх» Д. Лигети), и не относят вариации на заимствованную тему (до 20 в.), использование народной мелодии или имитацию её стиля (хор поселян в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина), инструментовку сочинения другого композитора, некоторые виды цитат (мелодия А.-Э.-М. Гретри в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского), невыдержанность стиля как признак художественной незрелости опуса.