Блеекер Клаас Юко
Бле́екер Кла́ас Ю́ко (Claas Jouco Bleeker) (12.9.1898, Бенеден Книйпе, ныне Де-Книпе, Фрисландия, Нидерланды – 5.5.1983, Амстердам), священник Нидерландской реформатской церкви, теолог, религиовед-феноменолог, специалист по религии Египта. Представитель интерпретативного направления классической феноменологии религии.
Образование и научная карьера
Клаас Юко Блеекер родился в семье священника Йоханна Якоба Блеекера и его жены Янтье Зур. Учился в школе в Леувардене, столице области Фрисландия. Поступил на богословский факультет в Лейденском университете. Продолжил обучение в Германии, в Берлине, где изучал египтологию и религиоведение. Был рукоположен в священники в 1925 г. В Лейденском университете под руководством У. Б. Кристенсена написал диссертацию на соискание степени доктора теологии «Значимость египетской богини Маат» («De betekenis van de Egyptische godin Ma-a-t»), которую защитил в 1929 г.
Долгие годы являлся активным участником Международной ассоциации истории религий. В качестве генерального секретаря работал в организации с момента её основания в 1950 г. и до выхода на пенсию в 1970 г. Помимо египтологии, Блеекер оставил значительный след в голландской феноменологии религии середины 20 в.: в 1946–1969 гг. читал курс феноменологии и истории религии в Амстердамском университете, затем в Лейдене. C 1954 г. работал в журнале Nvmen, участвуя в выпуске серий Bibliography («Библиография») и SUPPLEMENTA («Дополнения»). Изначально Блеекер пришел на должность помощника редактора, но после смерти Р. Петтаццони в 1959 г. стал главным редактором журнала и занимал этот пост до 1977 г.
Блеекер служил священником в различных приходах более 20 лет, с 1925 по 1946 гг. Был женат на Сигрид А. Однер. Благодаря её влиянию Клаас Блеекер укрепил свои академические связи со шведскими высшими учебными заведениями и читал гостевые лекции в университетах Стокгольма и Уппсалы на шведском языке. Смерть жены после тяжелой и продолжительной болезни совпала с его уходом с должности профессора. Её кончина стала ударом для учёного. Последние годы жизни он посвятил студентам и научной деятельности.
Блеекеру посвящены 30-й выпуск Nvmen и фестшрифт к его 70-летию «Liber Amicorum» – сборник, в котором отражена вся его библиография.
Научные труды
Блеекер – автор более 20 книг и 40 статей. Среди посвящённых египтологии выделяются его диссертация «Значимость египетской богини Маат» (1929), «Рождение бога: изучение египетского бога Мина и посвящённого ему праздника» («Die Geburt eines Gottes, eine über den ägyptischen Gott Min und sein Fest», 1956), «Египетские праздники: признаки религиозного возрождения» («Egyptian Festivals, Enactments of Religious Renewal», 1967), «Хатор и Тот: две главные фигуры древнеегипетской религии» («Hathor and Thoth: Two Key Figures in Ancient Egyptian Religion», 1973). Наиболее значительные труды по феноменологии религии вышли в двух сборниках: «Священный мост: Исследование о природе и структуре религии» («The Sacred Bridge: Researches into the Nature and Structure of Religion», 1963) и «Радуга: сборник научных работ по религиоведению» («The Rainbow: A Collection of Studies in the Science of Religion», 1975). На русский язык переведена только одна его работа – статья «Феноменологический метод» («The Phenomenological Method», 1959).
Феноменология религии Блеекера
Блеекер принадлежал к ученикам нидерландского историка религии и феноменолога У. Б. Кристенсена (другим его известным учеником был Г. ван дер Леув). Как отмечает Ж. Ваарденбург, представитель т. н. неофеноменологии религии, по своей позиции Блеекер был ближе к шведским учёным, тогда как ван дер Леув тяготел к немецкой феноменологии (Waardenburg. 2007. P. 7). Он же отнёс Блеекера к дескриптивной феноменологии религии, которая является одним из направлений классической нидерландской феноменологии религии (Waardenburg. 2007. P. 314). Наиболее известным её представителем на рубеже 19–20 вв. был П. Д. Шантепи де ла Соссе.
Блеекер понимал феномен как нечто, которое являет себя и благодаря этому существует. «Феномен относится не только к тому, что являет себя, но и к тому, кому является. Феномен – это субъективированный объект и объективированный субъект» (Блеекер. 2014. С. 46). Термин «феноменология религии» он использует двояко: как описание конкретной дисциплины, целью которой является классификация религиозных явлений, и как объективный научный подход к изучению феномена религии. Метод Блеекера отличается двумя чертами: во-первых, он стремился воздерживаться от любого суждения со своей стороны и ставил себя в позицию слушателя (принцип эпохе). Он также не задавался вопросом об истинности или ложности религии и религиозных явлений, оставляя эту проблему философии религии и теологии; сущность религии и её явления в мире он принимал как существующее и потому надлежащее. Во-вторых, Блеекер выделял в религиозных явлениях сущность и структуру.
Он выдвинул три подхода к изучению феномена религии: дескриптивный (систематизирующий), типологический (рассматривающий различные виды) и феноменологический (проникающий в сущность и структуру религиозных феноменов), к последователям которого он причислял себя. В отличие от схожего подхода, предложенного Ф. Хайлером, Блеекер применял их не только к исследованиям религии, но и ко всем феноменологическим теориям.
Учёный утверждал, что «феноменология религии никогда не претендовала на статус науки о сущности религии. Единственное её притязание заключается в том, что и тогда, и сейчас ей удаётся выявить структуру большого или малого комплекса религиозных феноменов» (Bleeker. 1963. P. 8–9), она «есть эмпирическая наука без философских устремлений. <…> ...систематическое описание религиозных феноменов как часть исторических исследований» (Bleeker. 1963. С. 7–8). Блеекер очень хорошо понимал недостаточность метода феноменологии религии, а также критиковал использование философских категорий, поскольку оно создавало путаницу между философской феноменологией и феноменологией религии. Для Блеекера феноменология была наукой прикладной и эмпирической, а не теоретической. Он отмечал важность знания истории для феноменолога религии и писал, что тот «не может развивать оригинальные концепции, не будучи хорошим историком религий и не имея к тому же какого-то непосредственного доступа к источникам» (Блеекер. 2014. C. 56).
Отправной точкой системы Блеекера является «желание понять значение некоторых религиозных идей», которое «ведёт к систематизации религиозных фактов, взятых из разных религий» (Bleeker. 1963. P. 12). Его феноменология состоит из 3 частей: это теория (theōria), логос (logos) и энтелехия (entelecheia) религиозного феномена. Теория связана со значением религиозных явлений, которые можно классифицировать как Священные видения – Священный путь – Священные деяния (в противовес альтернативной классификации Религия – Человек – Бог). В разделе «Священные видения» (о Боге и спасении) рассматриваются различные формы идеи священного, а также божества, которые создавались человеческой цивилизацией; категория «Священный путь» (жизнь человека и мировая история) посвящена различным представлениям о природе, происхождении человека и космоса; под «Священными деяниями» имеются в виду материальные и духовные действия, совершаемые человеком в процессе религиозного осмысления мира и себя.
Далее, логос – это структура религиозных явлений, которая, согласно Блеекеру, определяется следующими категориями:
Постоянные формы, направленные на отношения между Богом и человеком.
Нередуцируемые элементы – религия, которая не может быть выведена из чего-то нерелигиозного, или же индивидуальная религия, которая не сводится к общепринятой религии.
Наивысшие точки – религиозное поведение человека и область реальности, на которую человек ориентируется в религиозном плане.
Характерные факторы – обстоятельства, которые реализуют религию вообще и религию в частности.
Наконец, энтелехия явлений – это способ, которым сущность реализует себя в своих проявлениях или явлениях в ходе истории. Поиск энтелехии есть поиск логической идеи в природе религиозного развития за последние тысячелетия. В отличие от более статичных теории и логоса, энтелехия представляет собой динамику явлений.
Блеекер также рассматривал темы происхождения религии и исторической логики, придя к выводу, что религия является неотлучным спутником человека (Waardenburg. 1972. P. 186). Он полагал, что история религий как изучение развития религии в истории неизбежно приводит человека к необходимости феноменологического исследования представленных явлений. Оно необходимо для сравнения различных элементов религий друг с другом и обнаружения параллелей и аналогий, что, в свою очередь, ведёт к пониманию уникальности религиозных явлений по сравнению с другими явлениями и дальнейшему исследованию общей структуры религии.
Значение проекта феноменологии религии Блеекера
Как отмечают исследователи, проект феноменологии религии Блеекера «стремился сохранить идеалы научности, действовавшие до 1960-х гг., что сделать было уже невозможно» (Самарина. 2019. C. 252). И. В. Кирсберг, описывая религиоведческую деятельность Блеекера, сводит описание его проекта к обычному историко-филологическому исследованию, пусть и под именем феноменологии (Кирсберг. 2016. С. 232).