Хайлер Фридрих
Ха́йлер Фри́дрих (Friedrich Heiler) (30.1.1892, Мюнхен – 28.4.1967, там же), немецкий религиовед и богослов. Родился в католической семье. В 1911–1917 гг. учился в Мюнхенском университете, где в 1918–1920 гг. был приват-доцентом. В 1920–1962 гг. профессор Марбургского университета, с 1962 г. в Мюнхене. В 1919 г. вступил в общение со Шведской лютеранской церковью, оставаясь при этом членом Римско-католичекой церкви. Один из основателей экуменического движения Una Sancta в Германии, в 1929–1933 гг. и 1947–1962 гг. возглавлял Высокоцерковное объединение Аугсбургского исповедания, проникнутое идеей «евангелического католичества», надконфессионального единства христианской Церкви. По просьбе выделившегося в составе этого объединения Братства Святого Иоанна Богослова, в 1930 г. принял посвящение в епископы в галликанской литургической традиции. Был членом Союза за свободное христианство.
Многочисленные труды Хайлера, посвящённые феноменологии религии и сравнительному религиоведению, проникнуты идеей духовного единства человечества [последняя глава его работы «Религии человечества в прошлом и настоящем» («Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart», 1959) называется «Опыт синтеза религий и новой религии человечества»]. В главном труде – «Явленные формы и сущность религии» («Erscheinungsformen und Wesen der Religion», 1961) Хайлер, развивая идеи Р. Отто о «нуминозном опыте» (переживании ужаса, восторга и удивления от встречи с исполненным сверхъестественными силы «святым»), выделил в составе религиозного феномена три взаимосвязанных элемента: священный предмет, переживание священного и образ священного. Уделяя в истории религии особое внимание первобытным и «примитивным» верованиям, Хайлер связывал истоки религии с «культом мёртвых» (предков, героев, святых) – верой в своеобразное продолжение жизни человека после смерти. Культ святых, получивший распространение в буддизме, христианстве, исламе, способствовал трансформации этих древних верований в новых религиях.
В своём первом фундаментальном труде «Молитва. Религиозно-историческое и психологическое исследование» («Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung», 1919) Хайлер осуществил социокультурное исследование молитвы, исходя в предложенной им типологии молитвы, из различия в коммуникационных установках молящегося человека по отношению к Божеству (спонтанная молитва-просьба, побуждаемая страхом и каким-либо желанием, формализованная ритуальная молитва, этико-эстетическая философская молитва, молитва-медитация, мистическая молитва, устремлённая к единению с Божеством, пророческая молитва как диалог с Богом). Хайлер выделил два высших типа религиозности – мистическая религия спасения (индивидуальная религиозность, позднегреческая традиция неоплатонизма, католичество) и пророческая религия Откровения, явленная Израилем, достигшая завершения в Новом Завете и обновлённая М. Лютером. Соединение этих двух типов в христианстве лежит в основе экуменического богословского проекта Хайлера. Есть только один Бог и «одна религия и один культ», проявляющиеся во множестве разнообразных форм и под разными именами в живом опыте богообщения.
Труды Хайлера во многом определили последующее развитие феноменологии религии, оказали влияние на К. Г. Юнга и других представителей глубинной психологии 20 в.