#Новые тенденции в религиоведенииНовые тенденции в религиоведенииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНовые тенденции в религиоведенииНовые тенденции в религиоведенииНайденa 21 статьяНаучные, научно-технические изданияНаучные, научно-технические издания ZygonZygon, научный рецензируемый журнал в сфере религиоведения. Основан в 1966 г. американским религиоведом Р. В. Берхоу. Выходит в издательстве Wiley-Blackwell. Главный редактор (с 2018) – А. С. Питерсен.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория промывания мозговТео́рия промыва́ния мозго́в, теория, утверждающая, что мировоззрение, поведение человека могут быть кардинально изменены помимо его воли за сравнительно короткий период путём применения манипулятивных методов воздействия на его сознание. Неоднократно подвергалась критике.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Имплицитная религияИмплици́тная рели́гия, религиоведческая концепция, в рамках которой изучается сакральное в повседневной жизни. Предложена Э. Бейли; разрабатывается религиоведами и теологами в Италии и Великобритании. Исследователи предполагают, что для современного общества характерны синкретизм, «конструирование» собственной религиозности, тесно связанные с личным опытом человека и включающие элементы из нерелигиозной повседневной жизни.Научные теории, концепции, гипотезы, модели «Невидимая религия»«Неви́димая рели́гия», религиоведческая концепция, описывающая неявное, но обязательное присутствие религиозности в повседневной жизни современного общества. Т. Лукман обратил внимание на существование помимо церковно организованной религии внецерковной религиозности, популярность которой растёт с середины 20 в.Научные теории, концепции, гипотезы, модели «Живая религия»«Жива́я рели́гия», религиоведческая концепция для изучения верований, практик и их места в повседневной жизни людей. Связана с изучением вернакулярной религиозности, внерелигиозного сакрального и духовности. В фокусе внимания – индивидуальный опыт взаимодействия с сакральным, а также материальные и телесные формы его проявления.Научные теории, концепции, гипотезы, модели «Диффузная религия»«Диффу́зная рели́гия», модель для описания и социологического исследования внеинституциональной религиозности. В зарубежных исследованиях диффузной религии центральное место занимают работы итальянских социологов религии во главе с Р. Чиприани. Для носителей диффузной религии характерно принятие секулярных норм и ценностей, а также сочетание рационального взгляда на мир с поисками ответов на предельные религиозные вопросы.Концепции «Религия и насилие» как учебная дисциплина«Религия и насилие» как учебная дисциплина. С тех пор как в начале 2000-х гг. проблематика связи религии и насилия стала полноценным исследовательским направлением, этот курс всё чаще появляется в программах высших учебных заведений – прежде всего в США, но также и в других регионах мира. Однако из-за того, что дисциплина ещё только складывается, а учебные курсы читаются в самых разных подразделениях, программы сильно отличаются друг от друга. На факультетах религиоведения и теологии, а также в христианских учреждениях часто делается акцент на потенциале религии к насилию и миротворчеству. На факультетах политологии, в соответствии с традицией дисциплины, религиозное насилие делится не на феномены, а на концентрические уровни: глобальный, региональный, локальный, домашний. В американских курсах зачастую подчёркивается связь христианства с расизмом, имеющая место в случае Ку-клукс-клана и линчеваний на американском Юге. Если курс ведёт последователь Р. Жирара, то вне зависимости от факультета он основывается по большей части на миметической теории. На сегодняшний день проблеме религии и насилию посвящены два учебника – это «The Blackwell companion to religion and violence» (2011) и «The Oxford handbook of religion and violence» (2013). Отражая «оформляющийся» характер дисциплины, оба представляют собой не сборники готовых ответов, а скорее полифонию тем, идей и концептуальных подходов.Литераторы Элиаде МирчаЭлиа́де Ми́рча (1907–1986), румыно-французско-американский философ, религиовед, писатель. Разработал своеобразный вариант феноменологии религии, ориентированный на выявление универсальных форм религиозного опыта как изначальной фундаментальной характеристики человеческого бытия и на истолкование «глубинного» жизненного смысла конкретных религиозных феноменов. Основные труды: «Азиатская алхимия» (1935), «Вавилонская космология и алхимия» (1937), «Миф о Воссоединении» (1942; все – на румынском языке); «Трактат по истории религий» (1949), «Миф о вечном возвращении» (1949), «Шаманизм и архаические техники экстаза» (1951), «Образы и символы» (1952), «Священное и мирское» (1956), «История веры и религиозных идей» (1976–1983; все – на французском языке); «Поиски. История и смысл в религии» (1969, на английском языке).Религиоведы Гантке ВольфгангГа́нтке Во́льфганг (род. 1951), немецкий религиовед, создатель «ориентированной на проблему» феноменологии религии. Один из авторитетнейших представителей постклассической феноменологии религии. Разработал концепцию необъективированного священного.Социологи Уилсон БрайанУи́лсон Бра́йан (1926–2004), британский социолог религии, классик исследования христианских сект, новых религиозных движений и секуляризации. Важнейшие работы: «Современные трансформации религии» (1976), «Религия с социологической точки зрения» (1982). 123