#Новые тенденции в религиоведении
Новые тенденции в религиоведении
Тег

Новые тенденции в религиоведении

Новые тенденции в религиоведении
Найденo 20 статей
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Имплицитная религия
Имплици́тная рели́гия, религиоведческая концепция, в рамках которой изучается сакральное в повседневной жизни. Предложена Э. Бейли; разрабатывается религиоведами и теологами в Италии и Великобритании. Исследователи предполагают, что для современного общества характерны синкретизм, «конструирование» собственной религиозности, тесно связанные с личным опытом человека и включающие элементы из нерелигиозной повседневной жизни.
Edward I. Bailey. Implicit religion in contemporary society. Weinheim, 1997 (Эдвард Бейли. Имплицитная религия в современном обществе). Обложка.
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
«Диффузная религия»
«Диффу́зная рели́гия», модель для описания и социологического исследования внеинституциональной религиозности. В зарубежных исследованиях диффузной религии центральное место занимают работы итальянских социологов религии во главе с Р. Чиприани. Для носителей диффузной религии характерно принятие секулярных норм и ценностей, а также сочетание рационального взгляда на мир с поисками ответов на предельные религиозные вопросы.
Roberto Cipriani. La religione diffusa. Teoria e prassi. Roma, 1988 (Роберто Чиприани. Диффузная религия. Теория и практика). Обложка
Концепции
«Религия и насилие» как учебная дисциплина
«Религия и насилие» как учебная дисциплина. С тех пор как в начале 2000-х гг. проблематика связи религии и насилия стала полноценным исследовательским направлением, этот курс всё чаще появляется в программах высших учебных заведений – прежде всего в США, но также и в других регионах мира. Однако из-за того, что дисциплина ещё только складывается, а учебные курсы читаются в самых разных подразделениях, программы сильно отличаются друг от друга. На факультетах религиоведения и теологии, а также в христианских учреждениях часто делается акцент на потенциале религии к насилию и миротворчеству. На факультетах политологии, в соответствии с традицией дисциплины, религиозное насилие делится не на феномены, а на концентрические уровни: глобальный, региональный, локальный, домашний. В американских курсах зачастую подчёркивается связь христианства с расизмом, имеющая место в случае Ку-клукс-клана и линчеваний на американском Юге. Если курс ведёт последователь Р. Жирара, то вне зависимости от факультета он основывается по большей части на миметической теории. На сегодняшний день проблеме религии и насилию посвящены два учебника – это «The Blackwell companion to religion and violence» (2011) и «The Oxford handbook of religion and violence» (2013). Отражая «оформляющийся» характер дисциплины, оба представляют собой не сборники готовых ответов, а скорее полифонию тем, идей и концептуальных подходов.
Социология
Литераторы
Элиаде Мирча
Элиа́де Ми́рча (1907–1986), румыно-французско-американский философ, религиовед, писатель. Разработал своеобразный вариант феноменологии религии, ориентированный на выявление универсальных форм религиозного опыта как изначальной фундаментальной характеристики человеческого бытия и на истолкование «глубинного» жизненного смысла конкретных религиозных феноменов. Основные труды: «Азиатская алхимия» (1935), «Вавилонская космология и алхимия» (1937), «Миф о Воссоединении» (1942; все – на румынском языке); «Трактат по истории религий» (1949), «Миф о вечном возвращении» (1949), «Шаманизм и архаические техники экстаза» (1951), «Образы и символы» (1952), «Священное и мирское» (1956), «История веры и религиозных идей» (1976–1983; все – на французском языке); «Поиски. История и смысл в религии» (1969, на английском языке).
Мирча Элиаде. 1978
1
2