Отто Рудольф
О́тто Ру́дольф, Карл Луи Рудольф Отто (Karl Louis Rudolph Otto) (25.9.1869, Пайне, провинция Ганновер, королевство Пруссия, ныне земля Нижняя Саксония – 6.3.1937, Марбург, ныне земля Гессен), немецкий религиовед, создатель классической феноменологии религии, лютеранский теолог, философ религии.
Биография
Рудольф Отто родился в семье глубоко верующего лютеранина фабриканта Уильяма Отто. О юности Рудольфа Отто известно немного, за исключением того, что он получил образование в гимназии в Хильдесхайме, прежде чем начал изучать богословие и философию в университете Эрлангена, а затем в – Гёттингенском университете. Его преподавательская деятельность началась в 1897 г. в Гёттингенском университете, где он читал лекции по теологии, истории религий и истории философии. Свою диссертацию Отто посвятил воззрениям Мартина Лютера на Святой Дух (Die Anschauung von heiligen Geiste bei Luther: Eine Historisch-dogmatische Untersuchung. 1898), а хабилитационную работу – И. Канту (Naturalistische und Religiöse Weltansicht. 1904). В 1904 г. Отто стал профессором систематической теологии в университете Гёттингена. Эту должность он занимал до 1914 г. В этом же году получил приглашение стать профессором теологии в Университете Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1910 г. он получил почётную докторскую степень от Университета Гессена. В 1917 г. Отто получил место профессора систематической теологии в Марбургском университете, также в течение одного года (1926–1927) занимал пост ректора Марбургского университета. Он закончил свою университетскую карьеру в 1929 г., хотя и продолжал жить в Марбурге до своей смерти. Теоретический интерес к изучению религий Отто совмещал с практическим. Он много путешествовал. В 1911–1912 гг. он ознакомился с религиозной ситуацией в Северной Африке, Палестине, Индии, Китае, США. Отто был одним из авторитетнейших индологов своего времени. Во время субботней службы в синагоге Танжера (Марокко) Отто открывает священное в качестве главной категории религиозного сознания, вслушиваясь в трисвятое Исаии («Кадос, кадос, кадос», «ἅγιος, ἅγιος, ἅγιος», «Sanctus, sanctus, sanctus», «Свят, Свят, Свят»). Это был момент важнейшего вдохновения для разработки темы священного. Отто первым среди европейских религиоведов посетил Японию и беседовал с монахами дзен, встречался с послушниками «северного Афона» (слова Отто) – Валаамского монастыря. Отто совмещал научную и преподавательскую деятельность с общественно-политической. В 1913–1918 гг. был депутатом немецкого парламента. Принимал активное участие в работе послевоенного учредительного собрания в 1918 г. и проявил себя в качестве сторонника политики Веймарской республики. Политические взгляды Отто имели леволиберальный характер.
Отто учился у либеральных теологов. В Гёттингене его учителем был Альбрехт Ричль, создатель теологической школы, у которого он заимствовал идею рассмотрения религии в ценностных суждениях. У другого Гёттингенского учителя и коллеги – Эрнста Трёльча – Отто перенял понятие религиозного априори, обосновывая универсальность религиозного опыта. Основополагающее влияние на концепцию религии Отто оказал немецкий идеализм Якоба Фридриха Фриза и Фридриха Шлейермахера. Отто писал: «Но мы твёрдо убеждены, что из всех её представителей (то есть немецкой философии 19 в. – Прим. авт.) и тенденций Фриз и его позиция методологически наиболее плодотворна и её результаты больше всего заслуживают доверия…» (цит. по: Davidson. 1947. P. 134). Более того, Р. Дейвидсон замечает: «…он никогда не отказывался от своей ранней преданности идеализму Фриза...» (Davidson. 1947. P. 134). Знание о религии как проект исследования религиозного сознания у Отто восходит к определению религии Шлейермахера [чувство и вкус к бесконечному (Sinn und Geschmack fürs Unendliche) и чувство безусловной зависимости (das schlechthinnige Abhängigkeitsgefühl)].
Все произведения Отто целесообразно, как это делает религиовед Густав Меншинг, разделить на три типа.
1. Тексты по истории и сравнительному изучению религии, включая переводы с санскрита.
А) «Вишну-Нараяна» (Vischnu-Narayana. 1917), «Сиддханта Рамануджи» (Siddhanta des Ramanuja. 1917), «Религия благодати Индуизм и христианство» (Die Gnadenreligion Indiens und das Christentum. 1930), «Божество и божества ариев» (Die Gottheit und die Gottheiten der Arier. 1932).
Б) Как один из пионеров сравнительного исследования мистики, Отто написал произведение «Восточный и западный мистицизм» (West-Östliche Mystik; Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung. 1926), в котором сопоставил индуистскую и христианскую мистику на примере мистики Шанкары и Майстера Экхарта. Кроме того, он предложил в этой книге типологию мистицизма: «мистицизм внутреннего видения» и мистицизм «раскрытия единства». Первый состоит в погружении в себя и обретении таким образом Бога, бесконечного или Брахмы. Этот опыт встречается, по Отто, у Плотина и Аврелия Августина. Мистики второго типа пытаются увидеть единство прежде всего в многообразии мира. Отто пишет о «единстве и борьбе с многообразием» (West-Östliche Mystik : Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung. 1926). Представителем мистики второго типа является Ф. Шлейермахер.
Последней и наиболее зрелой работой Отто по сравнительному изучению религий стал труд «Царство Божие и Сын Человеческий» (Reich Gottes und Menschensohn. 1934). В нём сочетаются теологический и религиоведческий подходы к предмету исследования.
2. Произведения, посвящённые философии религии: «Философия религии И. Канта и Я. Фриза и её применение в теологии» (Kantisch-Fries’sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie. 1909), «Гёте и Дарвин» (Goethe und Darwin. Darwinismus u. Religion. Göttingen, 1909), «Чувство» (Das Gefühl des Überweltlichen: Sensus Numinis [Aufsätze]. 1931).
3. Теологические трактаты Отто, который до конца своей преподавательской карьеры читал курсы по евангелической теологии: «Воззрение Мартина Лютера на Святой Дух» (Die Anschauung von heiligen Geiste bei Luther: Eine historisch-dogmatische Untersuchung. 1898), «Царство Божие и Сын Человеческий» (Reich Gottes und Menschensohn : ein religionsgeschichtlicher Versuch, 1934.). Но мировую известность Отто принесла работа, которая не входит ни в один из перечисленных типов текстов, – «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» (Das Heilige. Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen. 1917). Хотя этот труд позиционировался скорее как религиоведческий, тем не менее он превратился в теологический бестселлер (одно из двух самых популярных произведений протестантской теологии наряду со вторым изданием «Послания апостола Павла к Римлянам» К. Барта) и был переведён более чем на 20 языков, в том числе на шведский, испанский, итальянский, японский, голландский, французский, английский, русский и другие языки. Благодаря «Священному» Отто стоит у истоков классической феноменологии религии, доминирующего в середине 20 в. направления изучения религий. Именно в этом произведении Отто вводит понятие нуминозное (das Numinosum) как священное внеморальное и иррациональное, при помощи которого он описывает структуру универсального религиозного сознания. Эта работа изменила парадигму европейского религиоведения и, как писал Г. ван дер Леув, «открыла послевоенному поколению новое понимание религии и религиозных явлений…» (Leeuw. 1974. S. 81). На место объективного объяснения религии как феномена культуры в историческом контексте было поставлено имманентное понимание религиозного сознания независимо от исторического, антропологического контекстов. Тем самым Отто поставил себя под удар критики всех религиоведческих дисциплин: истории, психологии, социологии религии.
Универсальность воззрений Отто на религию способствовала поиску единого религиозного начала, которое он отождествлял с опытом священного. Научное описание универсального религиозного чувства соседствовало у Отто с попытками объединения религий. В 1920 г. им был основан Международный союз религиозного человечества (Religiöser Menschheitsbund), в который входили представители всех мировых религий.
В октябре 1936 г. Отто получил серьёзные травмы, упав примерно с двадцати метров с башни. Ходили устойчивые слухи, что падение было попыткой самоубийства, но это так и не было подтверждено. Он умер он 6 марта 1937 г. от пневмонии. Похоронен на Марбургском кладбище.
Философско-религиоведческие взгляды
Рудольф Отто вошёл в историю изучения религии в первую очередь как автор «Священного». В этом произведении он впервые в истории мысли привлёк обильный исторический, психологический, лингвистический и религиоведческий материал для описания всеобщего религиозного сознания. Первофеноменом религии и смысловым коррелятом религиозного чувства становится священное. В работе представлен генезис религиозного сознания и его универсальная структура. Отто утверждает, что изначально священное выступало нуминозным, т. е. внеморальным и иррациональным. В истории религии происходит этизация и рационализация нуминозного, при которой священное обретает этический и рациональный смыслы. Описание структуры религиозного сознания Отто начинает с чувства тварности (Kreaturgefühl), открывающего объективную данность священного объекта и ничтожество по отношению к нему религиозного субъекта. Религиозное чувство у Отто образует контрастную гармонию своих моментов. Священное ужасает, пугает, вызывает таинственный страх [Отто конструирует понятие ужасающего (Tremendum), которое включает в себя как боязнь призраков и демонов, так и страх величия (Tremenda majesties) перед трансцендентной благой личностью] и одновременно с этим очаровывает, восхищает, притягивает своей торжественностью (понятие Fascinosum). Религиозный опыт, по Отто, обладает энергийным моментом (Energicum), стимулирующим религиозную деятельность. Сущность опыта священного образует присутствие в нём тайны. Тайна выступает в качестве абсолютно инакового (Ganz Andere). Отто также выделяет момент священного как нуминозной ценности (Sanctum als numinoser Wert), которая является абсолютной, высшей ценностью.
Благодаря Я. Ф. Фризу у Отто не только сформировалось теоретическое обоснование категории «священное», но и были проанализированы в нуминозном его моменты. У Фриза мы найдём и понятие «абсолютно инаковое» (Ganz Andere), и феномен «священное», и предчувствие (Ahndung) в качестве познавательной способности, переработанной у основателя феноменологии религии в учение о дивинации и чувстве нуминозного (sensus numinis). Именно Ahndung способствует у Фриза позитивному познанию вечного. «Познание с помощью чистого чувства я называю предчувствием вечного в конечном. Позитивное представление вечного возможно только через его отношение к конечному, но это отношение мы в состоянии понять лишь в чувстве с помощью (понятий) прекрасное и возвышенное» (перевод наш. – М. П.; Fries. 1968. S. 604) – писал Фриз. Непосредственная способность суждения вменяется чувству. При этом суждения претендуют на общезначимость. Функция предчувствия состоит в том, чтобы в предмете восприятия открыть идею. Но описание структуры религиозного сознания у Отто обладает и феноменологическим измерением. Так. М. Шелеру импонирует антиредукционистский подход Отто. Он пишет: «…В его работах (Отто. – М. П.) речь идёт о подлинной элементарной чтойности (Was-heit), которая фундирует последние понятия, но её саму поэтому нельзя в них определить» (перевод наш. – М. П. Scheler. 1954. S. 166–167). У Отто имеет место анализ ноэмо-ноэтического комплекса. Он всегда рассматривает ноэму (священное, нуминозное) в строгой корреляции к ноэзе (почитание священного). Р. Шеффлер отмечает, что «Феноменологическое исследование корреляции между религиозной ноэзой и религиозной ноэмой исходит из анализа религиозного опыта. Так как он понимается как способ, которым «священное» было дано первоначально» (Phänomenologie der Religion. 2004. S. 160). Всё это применимо и к «Священному». Отто разворачивает опыт понимания священного в перспективе его интенциональности. В категории «нуминозное», раскрытой как ужасающая и притягательная тайна (Mysterium Tremendum и Fascinans), феноменолог демонстрирует внутреннее своеобразие религиозного переживания, т. е. его интенциональность. Он очищает сознание читателя от любых объясняющих религию конструкций, добиваясь по мере настройки сознания непосредственного интеллектуального понимания религиозной ноэмы. Что такое нуминозное в качестве сущности священного, выясняется только на основе самого́ религиозного переживания. Отто стремится устранить в дескриптивных главах «Священного» «основной структурный элемент (дофеноменологического. – М. П.) познания, основной его ход: пере-ход от явления к сущности…». (Ахутин. 2007. 157). В описании нуминозного не существует различия между пережитым или осознанным содержанием и самим sensus numinis. Конструированием собственного языка для демонстрации религиозной ноэмы (речь идёт в первую очередь о понятии нуминозного) Отто обязан идее феноменологического созерцания сущности. Он следует за Э. Гуссерлем, когда тот утверждает, что «Он (эйдос. – М. П.) предшествует всем понятиям, понимаемым как значения слов; напротив, как чистые понятия они сами должны формулироваться в соответствии с эйдосом». (Гуссерль. 2000. С. 410).
В дескриптивной части «Священного» у Отто встречается отличная от Канта и Фриза имплицитная трактовка априорности. В этих главах чувство тварности, как и другие моменты нуминозного, не получают свои «определения» только благодаря какому-то «предположению» или соответствующему ему «суждению». Читатель обязан удостоверить через интуитивное «вчувствование» собственную религиозность на примере с Авраамом из Книги Бытия (Быт. 18:27) («Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел») несконструированную априорную данность – чувство тварности. Здесь мы сталкиваемся с чистым, непосредственным опытом, в котором и только в котором усматривается смысл священного. Априорность категории «священное» в приведённых Отто примерах не является формальной и противостоит понятию a posteriori в значении подлинного религиозного опыта опыту неподлинному. Примеры, которые составляют основное содержание работы Отто, призваны продемонстрировать сознанию эйдос священного, указать на него. Они не являются иллюстрациями или объяснениями. В них непосредственно схватывается нуминозное. В иерофании Иакова в Вефеле открывается и доказывается священное вообще. Предполагается, что мы понимаем священное как таковое на основании единичного созерцания момента нуминозного.
Несмотря на неоднозначную оценку, которую получило «Священное» у историков религии, лингворелигиоведов, философов религии, оно инициировало появление классической феноменологии религии в качестве направления в религиоведении 20 в. Оттовская модель священного определила исследования священного у таких классиков феноменологии религии, как Ф. Хайлер, И. Вах, Г. ван дер Леув, М. Элиаде, Г. Меншинг, К. Гольдаммер. Концепция протестантской теологической феноменологии религии П. Тиллиха, которая эксплицирует священное в качестве переживания Бога, сформировалась благодаря рецепциям «Священного» Отто. Идея абсолютной инаковости священного у Отто оказала влияние на проект диалектической теологии К. Барта. Труды Отто также оказали влияние на второй этап творчества М. Хайдеггера. В хайдеггеровском экзистенциале ужаса прослеживаются концептуальные параллели с нуминозным страхом у Отто. Представители Французского коллежа социологии – Роже Кайуа, Жорж Батай – соотносятся в своих концепциях сакрального с Р. Отто. Большое значение имели сочинения Отто для психоаналитической теории религии К. Г. Юнга.