Боас Франц
Бо́ас Франц (Франц Ури Боас; Franz Uri Boas) (9.7.1858, Минден, Пруссия – 21.12.1942, Нью-Йорк), американский антрополог и языковед. В 1877–1881 гг. учился физике, математике и географии в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1883–1884 гг. исследовал эскимосов в экспедиции на о. Баффинова Земля. В 1885–1886 гг. учился в Берлинском университете, был ассистентом А. Бастиана в Этнографическом музее в Берлине. С 1886 г. работал в США: редактором отдела географии журнала «Наука» (Science; 1886–1888), преподавателем антропологии в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс) (1888–1892), сотрудником Музея естественной истории в Чикаго (1892–1896), в отделе этнологии Музея естественной истории в Нью-Йорке (1896–1905). С 1896 г. преподавал антропологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (в 1899 первым в США получил звание «полного профессора» антропологии). В 1886–1931 гг. вёл полевую работу среди индейцев Британской Колумбии (квакиутль, тлинкитов, цимшиан и др.) и Юго-Запада США (1919–1922); проводил антропологические и археологические исследования в Мексике (1912) и Пуэрто-Рико (1915). Был создателем Американского фольклорного общества (1888), «Журнала американского фольклора» (Journal of American Folklore, 1889), одним из основателей (1902) и президентом (1907–1908) Американской антропологической ассоциации, президентом Нью-Йоркской академии наук (1910), создателем «Международного журнала американской лингвистики» (International Journal of American Linguistics, 1917), президентом Американского лингвистического общества (1928), Американской ассоциации содействия развитию науки (1931).
Боас, испытавший в молодости влияние господствовавшего в антропологии 19 в. эволюционизма (прежде всего А. Бастиана, Л. Г. Моргана, Э. Б. Тайлора), с 1890-х гг. пересмотрел его постулаты и стал основателем исторической школы в антропологии.
Допуская существование общих (но не однолинейных) законов развития культуры, он отрицал возможность рассмотрения истории культуры человечества как целого, а не как истории отдельных самобытных культур, сложившихся в уникальных исторических, социальных и географических условиях. Боас настаивал на необходимости отказа от свойственного эволюционизму универсалистского и по сути европоцентристского подхода к культурам, отрицал единые критерии культурного прогресса и сам прогресс как поступательное движение от простого к сложному, деление культур на «высокие» и «низкие». Сформулировал важнейший принцип культурного релятивизма, разделяемый представителями большинства течений в антропологии 20 – начала 21 вв.
В конце 19 – начале 20 вв. изучал культурные изменения, возникающие в результате заимствований в пределах небольших географических ареалов (главным образом на материале индейцев Северной Америки), был близок к диффузионизму.
В 1920–1930-х гг. отошёл от диффузионизма, рассматривая культуру как целостную систему и уделяя значительное внимание внутренним факторам её изменения. Большое значение Боас придавал психологическим факторам (влияние Бастиана), считая, что движущие силы культурной динамики заключены в людях, объединённых в социальные группы, а не в абстрактных культурах; он доказывал, что между мышлением первобытного и современного человека нет принципиальных различий. Боас считал необходимым избегать любого детерминизма – географического, биологического, психологического, экономического.
Благодаря Боасу утвердилось наименование дисциплины «культурная антропология» (к 1919); и антропология превратилась во всеобъемлющую дисциплину, рассматривающую все аспекты существования культуры и человека, и одновременно в метод, который может применяться во множестве смежных областей знания, определился стандартный набор субдисциплин (the four-field approach: физическая антропология, археология, лингвистика и этнография).
Боас первым превратил полевые исследования в необходимое условие профессиональной работы антрополога (под влиянием А. Гумбольдта), стал применять статистическую обработку антропологических данных. В первые десятилетия 20 в. он фактически координировал все аспекты антропологических исследований и преподавания в США, заложил основы американской прикладной антропологии.
Работы Боаса в этнолингвистике (изучение взаимоотношений языка и культуры) связаны с идеей так называемой лингвистической относительности, согласно которой картина мира в сознании человека зависит не столько от окружающей его реальности, сколько от классификационной сетки, навязываемой ему грамматикой и лексикой родного языка. В дескриптивной лингвистике наследие Боаса связано прежде всего с разработкой методов полевого исследования языка и его формального синхронного описания. К Боасу (через Р. Якобсона) восходит современное понимание грамматической категории. Боасу принадлежит основная заслуга в дискредитации мнения о существовании так называемых примитивных языков: он показал, что, хотя грамматический и лексический строй языков различаются, все они сложно организованы и позволяют выражать разнообразное содержание в силу единства биологических основ языковых и мыслительных возможностей людей всех рас и культур.
Учитель А. Л. Крёбера, К. Уисслера, М. Дж. Херсковица, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Сепира и др.; сильное влияние Боаса испытал Л. Блумфилд. Был широко известен своими леволиберальными, антирасистскими и антифашистскими убеждениями. В 1938 г. создал и возглавил Комитет американских учёных, под антифашистским манифестом которого подписались 1284 учёных. В 1933 г. книга Боаса «Ум первобытного человека» была сожжена в Германии, а его степень доктора Кильского университета была аннулирована.