Гарнак Адольф фон
Га́рнак А́дольф фон, Карл Густав Адольф фон Гарнак (Karl Gustav Adolf von Harnack) [7.5.1851 (25.4.1851), Дерпт, Российская империя, ныне Тарту, Эстония – 10.6.1930, Гейдельберг, Германия], немецкий протестантский теолог, церковный историк, представитель либерального направления протестантской теологии.
Из семьи протестантского теолога Феодосия Гарнака; учился в Дерптском (1869–1872, ныне Тартуский университет), а затем в Лейпцигском университетах, в последнем стал приват-доцентом (1874) и экстраординарным профессором (1876) по кафедре церковной истории. В этот же период Гарнак готовил издание текстов мужей апостольских (лат. Patrum Apostolicorum opera, 1875–1877), а также основал «Богословско-литературный временник» (Theologische Literaturzeitung, 1876–1930). В 1879–1886 гг. возглавлял кафедру церковной истории Университета Людвига (ныне Гисенский университет имени Юстуса Либиха), где основал издание, посвящённое исследованиям новозаветных текстов и раннехристианской литературы (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 1883–1930). В 1886–1888 гг. профессор Марбургского университета; в 1888–1921 гг. профессор Берлинского университета, в 1905–1921 гг. директор Королевской библиотеки в Берлине (позднее Прусской государственной библиотеки, ныне Берлинская государственная библиотека). В 1914 г. ему было пожаловано дворянство.
Наибольшее влияние на формирование богословских взглядов Гарнака оказали работы Ф. К. Баура с его идеей исторического развития христианства и А. Ричля, вслед за которым Гарнак также отвергал метафизику и спекулятивную философию, ограничивая религию только областью этики и «внутренних переживаний».
В 1886 г. вышел 1-й том труда Гарнака «Руководство по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte), в котором он изложил историю раннехристианской догматики, рассматривая её как крайне зависимую от изменчивого духа времени, а сам процесс образования догматов – как искажение и отчуждение Евангелия. Согласно Гарнаку, евангельское провозвестие можно свести к 3 положениям: вере в Бога Отца, неизмеримой ценности души индивида, любви к ближнему как основе всякой истинной нравственности. И хотя, с точки зрения Гарнака, христианские догматы появились вместе с самоутверждением христианства в иудео-языческом мире благодаря апостолу Павлу, собственно «история догм» начинается с 4 в., когда вероучение о Христе было возведено в статус центрального и повсеместно принято церковью. Причиной такого развития было то, что содержание христианской религии не осталось предметом чувственного опыта или нравственной воли, неотъемлемой её частью стало познание Бога и мира. При этом Гарнак оспаривал и положение, согласно которому содержание церковных догматов выводится из самого Нового Завета.
Процесс образования догматов возник отчасти из стремления к спекулятивным построениям, отчасти из опыта опровержения еретиков. Эллинизацию Евангелия начали гностики, завершилась она в вероучительной метафизике; церковь превратилась в организованный институт, где личный религиозный опыт человека был подчинен системе богослужения, а за всеми постановлениями церкви признан нормативный авторитет. Это стало следствием использования метафизических понятий греческой философии при формулировке христологических и тринитарных догматов.
Исключительно большое влияние на теологические дискуссии оказала позиция Гарнака по вопросу о «сущности христианства» как о постоянном формообразующем принципе изменяющихся исторических видов проявления этой религии. Следуя И. Канту, Гарнак не признавал возможности постижения трансцендентных тайн, ограничивая религию областью этики. В лекциях, прочитанных в 1899–1900 гг. в Берлинском университете, он сформулировал тезис: сущность христианства заключается не в символических церковных текстах и не в библейской вести о крестной смерти и воскресении Иисуса Христа, но в простом провозвестии Иисуса Назарянина о живом Боге. Богочеловечество Христа для Гарнака – это теологическая спекуляция в духе греческой метафизики. Он не отрицает, что возникновение апостольской общины тесно связано с верой в воскресение, но толкует пасхальный догмат в символическом плане: тайна воскресения есть лишь результат необыкновенного воздействия личности Иисуса и Его учения на последователей.
Суть евангельской вести, согласно Гарнаку, можно свести к 3 пунктам: вере в Бога Отца, бесконечной ценности души индивида и любви к ближнему как основе подлинной нравственности. В этом подлинное, освобождённое от метафизики и догматики, первоначальное христианство, сущность которого сведена Гарнаком к исполнению людьми основных нравственных норм человеческого общежития. Реформация означает конец формальной претензии церковной догматики на авторитет, потому что с этого времени началось освобождение церковно-догматической традиции и возврат к Евангелию как единственно необходимой и истинной традиции. Но даже М. Лютер сделал слишком мало, по его мнению, пришло время для следующего шага: свести «Павлово Евангелие о Христе» к Евангелию о царстве Божием, как его проповедовал Иисус Назарянин.
В рамках подготовки Прусской академией наук обширного издания раннехристианской доникейской литературы Гарнак создал «Историю раннехристианской литературы до Евсевия» (Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius, 1893–1897). Книга содержит и важный для богословия того времени вывод о существенной исторической достоверности раннехристианской традиции, и отрицательную оценку гиперкритицизма новой тюбингенской школы.
Работа «Миссия и распространение христианства в первые три века» («Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten», 1902) содержит богатый материал по исторической географии и статистике. Гарнак рассматривает распространение проповеди христианства от апостольских времен до конца 3 в. Основной вывод исследования в том, что победу христианству принёс прежде всего высокий религиозный и нравственный дух верующих во Христа. В книге о Маркионе позитивно воспринимается попытка еретика реформировать христианство на основании идей апостола Павла. Подобные идеи, как подчёркивал Гарнак, можно найти у блаженного Августина и Лютера. Однако Маркион выше последних: во 2 в. он совершил то, что необходимо сделать в 19 в. – деканонизировать Ветхий Завет. Реакция церкви на Маркиона и гностиков 2 в. была одним из пагубных шагов по направлению к образованию догм и институционализации церкви.
Большой резонанс имела позиция Гарнака в дискуссии об авторитете Апостольского символа веры, начавшейся в 1892 г. Он считал, что не все положения символа могут быть приняты буквально, и предлагал символическую интерпретацию, которую можно лучше согласовать с результатами историко-критического исследования. Символ, таким образом, утверждает исповедание следующих истин: христианам дарованы такие блага, как «святая церковь», «оставление грехов», «вечная жизнь», они уготованы им через Иисуса Христа, обладанием этими благами христиане обязаны вере в Бога, всемогущего Творца, в Иисуса Христа и в Святого Духа.
Позиция Гарнака по многим вопросам новозаветной библеистики изложена в многотомных исследованиях по Новому Завету. В том, что касается писаний Луки, он убеждён в достоверности раннехристианской традиции об авторстве Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, на основе лексического и стилистического анализов показывает единство частей книги Деяний и достаточно высоко оценивает достоверность источников, которые использовал апостол Лука. Источник логий (Q), ставший одним из источников Евангелий от Матфея и от Луки, в лучшей форме сохранился в Евангелии от Матфея, и на этом основании Гарнак предложил собственную его реконструкцию. Здесь, по убеждению Гарнака, отражена ранняя аутентичная традиция, вероятно, более древняя и достоверная, чем Евангелие от Марка; изначально источник был написан в Палестине на арамейском языке до 70 г., возможно, даже самим апостолом Матфеем. Q и Евангелие от Марка предлагают надежное основание для исторической реконструкции учения и жизни исторического Иисуса из Назарета. Вполне консервативна позиция Гарнака и в ряде вопросов реконструкции служения апостола Павла: после 1-го заключения он покинул Рим, чтобы продолжить миссионерскую деятельность. Вскоре после этого, в 64 г., были написаны Деяния. Как следствие, Гарнак принимает и раннюю датировку синоптических Евангелий: 1-й вариант своего Евангелия Марк написал в 50-х гг., около 60 г. в Риме он показал евангелисту Луке копию, которую тот использовал при написании своего Евангелия приблизительно в то же время; Марк позднее отредактировал своё Евангелие, которое было использовано автором при написании Евангелия от Матфея около 70 г.