Шантепи де ла Соссе Пьер Даниэль
Шантепи́ де ла Соссе́ Пьер Даниэ́ль (Pierre Daniel Chantepie de la Saussaye) (9.4.1848, Леуварден – 20.4.1920, Билтховен), нидерландский религиовед, историк религии, богослов. Один из основоположников научного религиоведения, в котором выделял следующие направления: история религии, философия религии и феноменология религии.
Жизнь и научная карьера
Родился в семье Даниэля Шантепи де ла Соссе и Марии Анны Каролины Луизы ван Схелле. Его отец, известный нидерландский теолог валлонского происхождения, был представителем этического течения Нидерландской реформаторской церкви, также служил министром Леувардена и Лейдена, преподавал теологию в Гроннингенском университете. Его дело продолжил сын, который обучался сначала в гимназии Роттердама, а потом на богословском факультете в Утрехте, где 19 апреля 1871 г. защитил диссертацию «Методологический вклад в исследование происхождения религии» («Methodologische bijdrage tot het onderzoek naar den oorsprong van den godsdienst»). Современники отмечали, что в период обучения Шантепи де ла Соссе больше склонялся к философии и литературе, чем к богословию, что наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу (Nes. 1921. S. 69). Дальше обучался в Тюбингене и Бонне, однако вскоре вернулся на родину.
В 1872 г. женился на Регине Марии Мартин, с которой прожил всю жизнь. В 1872–1878 гг. был пастором маленькой церковной общины в деревне Хеммен, недалеко от Зеттена. Вместе с Ж. Валетоном издавал журнал Studiën (1875–1881), где публиковал в том числе свои исследования по богословию апостола Павла. Шантепи де ла Соссе мало погружался в приходскую жизнь и больше посвящал время науке. Его интерес привлекали труды Б. Паскаля и Ф. Шлейермахера, он увлекался философией, однако предпочтение отдавал психологической, нежели эпистемологической её стороне. Особое место в его исследованиях заняли труды У. Джеймса о психологических исследованиях религиозного опыта.
Вскоре отправился изучать историю религии в Амстердамский университет, где встретил К. П. Тиле. Там же произнёс вступительную лекцию к курсу истории религии «О важности изучения религий для познания христианства» («Het belang van de studie der godsdiensten voor de kennis van het christendom»). В 1885 г. опубликовал «Четыре очерка о Конфуции, Лао-Цзы, Заратустре и Будде». В 1887 и 1889 гг. вышли 2 тома его труда «История религий» с введением в «феноменологию религии». В Амстердамском университете читал богословские дисциплины, преподавал иврит и был, как замечали коллеги, преподавателем-универсалом (Nes. 1921. S. 72).
В 1899 г. вернулся в Лейден, где возглавил кафедру богословия, а также продолжил преподавать этическую теологию, как и его отец. Работал в Лейденском университете до 1916 г. Из-за проблем со здоровьем сначала оставил работу в университете, а затем переехал в загородный дом Парквейк в Билтховене, чтобы сосредоточиться на научных изысканиях.
Теология
Несмотря на сложные отношения с Церковью, Шантепи де ла Соссе оставался предан идеалам реформатской церкви. Современники называли его теологию «более современной, чем традиционной» (Nes. 1921. S. 71). Он не видел смысла в дискуссиях на тему апологетики. Позже в предисловии к работе «Христианская жизнь» («Het christelijk leven») Шантепи де ла Соссе заявлял, что каждый имеет право выражать своё мнение и не соглашаться с чужим (Nes. 1921. S. 70). Преподавая теологию в Амстердаме, ввёл в пропедевтические дисциплины философию, рассказывая о скептицизме, мистике, монизме, т. е. о течениях периода, охватывающего в общей сложности более 200 (с 100 до н. э. по 100 н. э.) лет, наиболее важных для становления богословской мысли. В связи с изменением преподавательского состава в Университете Амстердама реформатские преподаватели и студенты почти исчезли, на их место пришли лютеране и баптисты, что сподвигло Шантепи де ла Соссе покинуть кафедру с просьбой перевести его в Лейден.
Богословие Шантепи де ла Соссе сложилось в период работы на кафедре теологии Лейденского университета. Задачей своего богословия он видел объяснение христианской жизни посредством философского учения о морали. В 1910 и 1912 гг. выходят 2 части его труда «Христианская жизнь», который носил характер справочника для жизни христианина. В предисловии к 1-му тому Шантепи де ла Соссе заявлял, что совершенно равнодушен к систематическому богословию, а в предисловии ко 2-му тому – что цель этих книг состоит в помощи тем, кто испытывает трудности в духовной борьбе. Он пишет: «Именно из-за благочестия я это пишу. Я не могу описать христианскую нравственность иначе, как с точки зрения веры. Я ищу источник и силу её вне церковной власти, общения в таинствах, магическом или мистическом богооткровении или объективной истине; но в общении веры с Иисусом Христом, а через Него – с Богом. Для меня, как христианина, нравственная жизнь связана с исторической личностью Иисуса. Порвав со схоластическим богословием и предпочитая рассматривать сущность в религиозно-историческом и психологическом контексте, я могу вывести суть христианской жизни только из опыта веры» (Chantepie de la Saussaye. Bd. 1. 1910. S. IX). Целью христианской веры он видел раскрытие своего собственного предназначения на земле. На своих занятиях Шантепи де ла Соссе практиковал диалектику, чтобы помочь сформировать личность человека, которая, как он утверждал, реализовывала идею индивидуального сотворения. Он также симпатизировал богословию Э. Трёльча и ряда других немецких теологов. Его богословие находило отклик в душах молодых людей, многие из которых признавались, что не потеряли веру только благодаря его учению.
Религиоведение
Как и его соотечественник К. П. Тиле, Шантепи де ла Соссе стоял у истоков научных исследований религии. Взяв за основу труды Тиле, он стал развивать собственное понимание религиоведения и отдельных его направлений. Не отрицая важности исторического подхода к изучению религии, Шантепи де ла Соссе, как и его коллега У. Б. Кристенсен, сосредоточился на психологических аспектах религиозного сознания. Также основой его взглядов стал тезис о возможности включения теологических аспектов в науку о религии, что было противоположным воззрениям К. П. Тиле, который считал, что эти дисциплины несовместимы.
Уже в своей диссертации «Методологический вклад в исследование происхождения религии» Шантепи де ла Соссе назвал науку о религии самой молодой среди наук и разделил её на 2 направления: наука о религии вообще и особые её формы. Под первым направлением он подразумевал сравнительное, систематическое и философское исследование, а под вторым – изучение отдельных форм конкретных религий. В этой же работе он постулировал 3 ключевых аспекта объективного изучения религии:
Исходя из тезиса, что наличие отношения Бога и человека невозможно доказать, он утверждал, что наука о религии должна стать той сферой, которая показывает её суть. Если Бога не существует, то не существует и различных религиозных практик, а, следовательно, отношения между ними не могут быть объектом научного исследования. Тогда религия есть всего лишь болезнь человеческого разума, а такое её понимание глубоко недостаточно.
Из этого следует, что религия есть действие Бога (через которое он являет себя в мире) и отношение к нему духовной природы человека. Благодаря этой духовной составляющей возможны отношения Бога и человека. Из этого положения следовало, что в религии была невозможна эволюция, а, значит, первоначальной формой религии был монотеизм.
Откровение для человека проявляется одним из трёх способов: в истории, природе и бытии. Первобытный монотеизм никогда не утрачивался людьми и продолжает существовать в иных своих вариациях. Из этого следует отрицание эволюции религии и дарвиновского подхода к её изучению, который, по мнению Шантепи де ла Соссе, является «беспорядочной грудой гипотез» (Chantepie de la Saussaye. 1871. P. 12).
Одной из самых известных работ Шантепи де ла Соссе является «Учебник по истории религий» («Lehrbuch der Religionsgeschichte», 1887). В нём он заложил основы религиоведения как науки. Он указал, что «наука о религии является новой дисциплиной, которая только в последнем десятилетии стала самостоятельно развиваться, всё ещё находится в становлении и должна бороться за признание своих прав» (Шантепи де ла Соссе. 1996. С. 197). Основными предшественниками научного изучения религии автор признавал философов, в частности И. Канта и Ф. Шлейермахера. Первым человеком, изучившим феномен религии, он называет Г. В. Ф. Гегеля, который рассмотрел её с точки зрения метафизики, психологии и истории. Особые заслуги в деле рассмотрения религии в общественной жизни отводились Дж. Вико, Вольтеру, Г. Лессингу и И. Г. Гердеру. Непосредственно основателями науки о религии Шантепи де ла Соссе называет М. Мюллера и своего коллегу К. П. Тиле.
Наука о религии, с точки зрения Шантепи де ла Соссе, имеет своей задачей «исследование религии, её сущности и её проявлений» (Шантепи де ла Соссе. 1996. С. 201) и делится на философию религии и историю религии, где последняя имеет своей задачей «описание религий диких народов, так называемых естественных народов» (Шантепи де ла Соссе. 1996. С. 201). Промежуточной дисциплиной он называет феноменологию религии, которая осуществляет переход между историей и философией. Феноменология, в свою очередь, делится на психологическое и метафизическое направление.
Несмотря на симпатии к теологии, Шантепи де ла Соссе предостерегал против смешения её с религиоведением: в случае такого смешения наука о религии, по его мнению, превратится в Theologie gentilis («народное богословие») или же науку о ложном богопочитании. Поэтому он указывал, что «наука о религии и наука о христианской религии идут своими собственными путями и преследуют свои собственные цели» (Шантепи де ла Соссе. 1996. С. 202).
Отрицая классификацию религий Г. В. Ф. Гегеля и других философов и историков, учёный следовал тенденциям идеализма и предлагал разделять религии на естественные религии, моральные религии и религии спасения, которые соответствуют трём ступеням сознания: мировое сознание, самопознание и божественное сознание.
Шантепи де ла Соссе определял религию как веру в сверхъестественные силы и поклонение им. Поэтому описывая и классифицируя различные религиозные явления, мы, по его мнению, описываем откровение Бога в мире. Здесь нашли своё применение идеи из его диссертации: само существование религии подтверждает существование Бога и врождённую веру людей в это существование, а также способность откликаться на проявления откровения в мире. Благодаря этому тезису он смог отделить «естественную» и «богооткровенную» религии и таким образом размежевать религиоведение и теологию.
Особое внимание Шантепи де ла Соссе уделял развитию феноменологии религии. Эта дисциплина привлекала его возможностью решить через чувственный опыт различные философские вопросы, в частности вопросы происхождения и сущности религии. Феноменология в его понимании могла обеспечить возможность свести воедино различные сферы изучения религии, получив некое объективное всеобъемлющее знание. Поскольку феноменология религии работает с фактами религиозного сознания, для него она тесно связана с психологией. Из этого следует, что феноменология может объяснить внешние проявления религиозных форм в качестве феноменов, порождённых религиозным сознанием, однако углубляться в это сознание ей не следует.
Внешние проявления религии оказываются формой проявления внутренних состояний религиозного человека, которые, в свою очередь, регулируются действием религиозных чувств. Эти чувства зависят от особенностей каждого конкретного индивида, от периода его жизни, а также социального и экономического положения в обществе. Однако поскольку религиозные чувства не могут быть объектом наблюдения учёных, их исследования должны сосредоточиться на рассмотрении ритуалов, направленных на улучшение благосостояния общины или поддержание определённого миропорядка. Шантепи де ла Соссе признавал, что каждому такому религиозному акту предшествует мысль или доктрина, но зачастую доктрина пытается оправдать ритуал. Поэтому феноменология должна рассматривать «ритуальные традиции», поскольку они способны возвращать адепта «в самые отдалённые времена» (Chantepie de la Saussaye. 1887. P. 363). Доктрины же лучше адаптируются к современности.
Чтобы понять религию в её внешних проявлениях, необходимо отказаться от оценочных суждений, воспринимая описание ритуалов и религиозных чувств человеком так, как это видит и воспринимает он сам. В дальнейшем подобный метод исследования религиозных представлений и традиций должен, по мнению автора, стать основным. Шантепи де ла Соссе настаивал на важности именно понимания, а не интерпретации религиозных систем.
Значение идей Шантепи де ла Соссе
Наряду с такими учёными, как М. Мюллер и К. П. Тиле, Шантепи де ла Соссе является одним из основоположников научного религиоведения. Он дал определение религии, очертил круг её целей и задач. Он также предложил свою классификацию религий, основанную на философском определении религии Г. В. Ф. Гегеля, которую тот осуществил в «Энциклопедии философских наук». Научное изучение религии для Шантепи де ла Соссе заключалось в применении философского инструментария к практическому материалу.
Он отвергал дарвиновскую эволюцию, являясь сторонником теории прамонотеизма В. Шмидта, согласно которой изначальный монотеизм человечества был впоследствии искажён и предстал религиозным многообразием. Вместе с К. П. Тиле Шантепи де ла Соссе разрабатывал феноменологию религии как особую дисциплину, способную соединить теоретические и практические знания о религии. Он впервые употребил словосочетание «феноменология религии» в своём «Учебнике по истории религии». Он также заложил основы т. н. голландской феноменологии религии, среди основных черт которой – акцент на точном описании религиозных верований и ритуалов, исследование религий, основанное на типологиях, основополагающее значение философии и необходимость демонстрации реальности Бога.
Часть его идей была впитана и за пределами Нидерландов: так, М. Элиаде в книге «Аспекты мифа» («Aspects du mythe», 1963) говорит о том, что ритуал и миф способны возвращать человека «в самые отдалённые времена», используя введённый Шантепи де ла Соссе термин in illo tempore («в самые отдалённые времена»).