Жане Пьер
Жане́ Пьер, Пьер Мари Феликс Жане (Pierre Marie Félix Janet) (30.5.1859, Париж – 24.2.1947, там же), французский психолог, психиатр, философ. Учился в Высшей нормальной школе (1879–1882), в 1882–1898 гг. преподавал философию в различных лицеях Франции. Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер в Париже (1890–1910), профессор психологии Сорбонны (1895–1896, 1898–1902), профессор и руководитель психологической лаборатории в Коллеж де Франс (1902–1934). Основатель и первый президент (1901) Психологического общества, создатель (совместно с Ж. Дюма) «Журнала нормальной и патологической психологии» (1904).
В 1889 г. Пьер Жане защитил диссертацию по философии «Психический автоматизм», написанную на материале клинических наблюдений пациентов, страдающих истерией. Предметом исследования в ней стали т. н. элементарные формы психической деятельности, когда сознание рудиментарно и идея Я не присоединяется к ощущениям и действиям человека. Жане в этом исследовании был верен патологическому методу, сочетая позиции Т. Рибо и И. Тэна: он полагал, что не существует качественного различия между нормой и патологией, и в случаях патологии изучаемые феномены выступают наиболее отчётливо и ярко, позволяя понять лежащие в их основе механизмы. Кроме того, в соответствии с генетическим подходом Т. Рибо и Дж. Джексона, Жане утверждал, что низшие, автоматические, элементарные формы психической активности присутствуют у всех людей. «Богатый и бедный одинаково имеют в своем распоряжении хлеб и воду, но у первого, кроме того, есть ещё кое-что другое; здоровый человек обладает автоматическими способностями больного, но у него имеются и другие высшие способности» (Жане. 1913. С. 428). Автоматизмы опираются на то, что уже есть в психике человека, не создавая новых синтезов. Таковы явления рассеянности, привычки, инстинкта, страсти и прочее.
В 1893 г. Жане под руководством Ж.-М. Шарко защитил диссертацию по медицине «Вклад в изучение психических состояний при истерии» («Contribution à l'étude des accidents mentaux chez les hystériques»). Травматическая истерия была принята им в качестве модели истерического расстройства. Согласно Жане, психические нарушения при травматической истерии обусловлены сужением поля сознания, ослаблением синтетической деятельности сознания вследствие психической слабости. Разрабатывая свою первую модель психического, Жане выделял творческую, или синтетическую, и консервативную функции сознания. Ослабление творческой функции приводит к проявлению специфических форм психического, таких как автоматизмы или фиксированные идеи, чьи связи с реальностью и другими психическими явлениями человека ослаблены и искажены (Жане. 1903; 1913).
На рубеже веков Жане разрабатывал психологическую теорию другого типа расстройств, названного им психастенией. Если трудности больных истерией связаны с сужением поля сознания, то при психастении, по Жане, наблюдается общее снижение уровня психического функционирования. В этот период Жане активно разрабатывал представление о психике человека как динамической энергетической системе, а также делал попытки применить эти принципы к терапии. По аналогии с другими естественными науками, Жане ввёл понятия психического напряжения и психической силы и выстроил общепсихологическую и психотерапевтическую систему, в центре которой оказалось представление о человеке как «существе экономическом». В работе «Неврозы и фиксированные идеи» («Nevroses et idees fixes», 1898) Жане описал психастению как «форму душевной подавленности, характеризующуюся понижением психического напряжения» (Жане. 1911. С. 293), когда низшие процессы занимают место высших, по тем или иным причинам недоступных человеку. Жане обосновал представление о неврозах как о «болезнях развития», связанных с остановкой в развитии высших уровней психических функций при сохранении самих функций. Снижение психического напряжения проявляется в том, что человек оказывается не в состоянии совершить психическое действие более высокого уровня, собранная энергия тратится на переживание чувства некомпетентности, бесполезные действия, сомнения, чувство пустоты, отчуждённости, страха перед изменчивостью мира. При этом психических ресурсов не просто недостаточно, проблема заключается в их организации. Жане ввёл понятия астенического и гипотонического синдромов, связанных с недостатком, соответственно, «психической силы» и «психического напряжения», и на этой основе разработал терапевтическую модель «психической экономии» и различные формы лечения. В отличие от предыдущего периода научной деятельности, когда и исследовательским, и терапевтическим методом Жане служил гипноз, теперь он использует реконструкцию болезненных воспоминаний, процессы персонификации и презентификации, лечение «действием» и другие методы оптимизации «психической экономики».
С 1909 г. Жане читал в Коллеж де Франс ряд курсов по психологии восприятия, речи, чувств, личности, памяти, стадиях психической эволюции; стенограммы многих из них легли в основу монографий: «Эволюция памяти и понятие времени» («L’evolution de la memoire et de la notion du temps», 1928), «Психологическая эволюция личности» («L’evolution psychologique de la personnalite», 1929), «Психологическая сила и слабость» («La force et la faiblesse psychologique», 1932) и др. В этих курсах оформились представления Жане о сложной и многоуровневой иерархии поведения, психики и её проявлений. Наиболее известная иерархическая модель для описания эволюции психики была создана Жане в 1926 г.
В качестве центральной категории, через которую можно было бы реконструировать функционирование психического, Жане избрал действие. Он использовал также понятие «тенденции», под которой понимал склонность, предрасположенность к осуществлению действия. Этот методологических ход позволил Жане объединить актуальное и возможное, реализующиеся действия и действия в возможности (латентные тенденции), а также разработать представление о фазах действия и развить динамическую концепцию активации и реализации тенденций. Разработанная Жане иерархическая модель эволюции психики включает три уровня. Первый образуют низшие тенденции – рефлекторные, перцептивные, социально-персональные и элементарно-интеллектуальные; они неспецифичны для человека, ими обладают и животные. Эти тенденции представляют собой базу, над которой надстраиваются тенденции среднего уровня – непосредственные верования и рефлексивные действия. Высший уровень включает наиболее сложные формы действия: эргетические (от эргос – работа), экспериментальные и прогрессивные тенденции.
1. Рефлекторные тенденции (рефлексы). Под рефлексами Жане понимал эксплозивные акты, начинающиеся, когда стимуляция достигает определённого уровня, и развёртывающиеся до полной разрядки тенденции. Рефлекс не может быть остановлен на какой-то фазе своего развития, организм не может удержаться от реакции, когда предъявлен вызывающий её стимул; рефлексы представляют собой фиксированные, не подлежащие изменению паттерны поведения. На этой стадии появляются реакции приближения и удаления, реакции, вызываемые появлением объекта. Рефлекторные акты могут соединяться в цепочки. Они встречаются у низших животных, у человека в эмбриональном состоянии; у взрослого человека эти тенденции подчинены более высокоуровневым.
2. Перцептивные тенденции. Одной из возможностей усовершенствования рефлекса является его адаптация во времени. На этой стадии эволюции действия два его основных компонента – восприятие и движение – разделяются, появляется интервал, заполняющийся особым актом – ожиданием: первичная стимуляция даёт начало действию, которое не реализуется незамедлительно, а остаётся в состоянии напряжения, отсрочки. Разделение фаз действия привносит простейшее временное ощущение и возможность функционирования тенденции на латентном уровне (удержание активации без мгновенной разрядки). Отсроченные действия имеют множество преимуществ. Если рефлекс характеризуется полной разрядкой силы, то в случае отсроченного действия появляется возможность её накопления, мобилизации. Фаза отсрочки становится отправным пунктом для развития многих психических функций (памяти, рефлексивных действий и др.). Действия этой стадии получили название перцептивных актов, или схем: так, восприятие кресла есть перцептивная схема движений, которые надо совершить, чтобы сесть в него (Элленбергер. 2001). Воспринимаемый объект конструируется постепенно, в ходе взаимодействия с ним; первичные характеристики объекта – это определённые схемы поведения. Примером поведения на этой стадии может служить засада гепарда, выслеживающего добычу.
3. Социально-персональные действия. Следующую стадию характеризует появление социального поведения, направленного на другого. Первоначально оно выражается в действиях подражания, помощи, усложнении сексуальных тенденций. Социальные действия значительно расширяют приспособительные возможности организма и дают начало актам подчинения, сочувствия, сотрудничества, а также ненависти и борьбы. Возникает приспособление своих действий к действиям социального другого, разделение фаз действия между разными членами группы, что ведёт к появлению двусоставных действий (actes doubles), таких как командование и подчинение. По мере развития социального поведения происходит также усложнение внутрииндивидных связей и процессов, развиваются регулятивные механизмы – чувства и сознание, а также эгоистические тенденции, стремление занять определённое место в обществе и др.
4. Элементарные интеллектуальные действия. Эта стадия характеризуется появлением новых интеллектуальных (искусственных) объектов, отличных от возникающих на перцептивной стадии естественных объектов. Улица, портрет, инструмент, слово и т. п. – человек сам создаёт и определяет многие аспекты этих объектов; а будучи создан, объект диктует некоторую форму поведения по отношению к себе. Для интеллектуальных объектов характерен синтез двух или более поведенческих линий. Так, фотография предполагает объединение линий поведения в отношении человека и в отношении бумаги. В недрах этой группы тенденций зарождается речь, по сути своей, также являющаяся искусственным объектом. Язык, речь оказались теми психологическими изобретениями, которые привели к трансформации поведения и личности.
5. Непосредственные верования. Наряду с телесным поведением развивается речевое (можно идти, а можно говорить «я иду»). Множество психологических операций направлено на установление соответствия между двумя этими формами действия. В частности, для этого служат убеждения, верования. Верование, принявшее вербальную форму, – это обещание выполнить действие, осуществить перевод действия из вербальной формы в форму телесного акта. Первая стадия развития верований (assertive croyance) характеризуется убеждениями, согласующимися скорее с чувствами, чем с фактами: человек верит в то, чего хочет, чего боится, что воображает себе, и никакие рациональные аргументы или опыт не могут его переубедить. При этом созданные верой и волей объекты, затрагивая сильные тенденции, способны вызывать бурные реакции. Для структуры психики, опирающейся на непосредственные, или утверждающие, верования, характерны особые формы памяти и личности. На этой стадии личность принимает форму персонажа. Персонаж принимает на себя роли, а также характеризуется качествами, отличающими его от других и определяющими оценку персонажа и его место в социальной иерархии. По Жане, многие психические расстройства – это расстройства персонажа, следствия нерефлексивного выбора неадекватных ролей. Для этой стадии свойственна и особая форма памяти – фабуляция, которая стремится не к точности и правдоподобности рассказа о прошлом, а к передаче переживания. Ребёнок, который с плачем рассказывает ложную историю и тем самым создаёт событие, через эту придуманную историю вызывает у взрослого или сверстника некоторое переживание, которое ему важно передать. Фабуляция, таким образом, согласуется скорее с чувством и непосредственным верованием, чем с реальностью происходящего.
6. Рефлексивные действия. Рефлексия является средством, способным исправить ошибки непосредственных верований. Становление рефлексии происходит в социальном процессе – дискуссии между несколькими индивидами, в которой сталкиваются их взгляды и убеждения. Всё, что мы делаем по отношению к другому, мы применяем и к себе. Коллективный диалог, дискуссия приводит к появлению внутренней мысли, которая есть внутренняя дискуссия, разговор с самим собой. В ней выделяется несколько фаз: 1) сомнение, 2) обдумывание, борьба между тенденциями и аргументами, 3) принятие решения. Представление о мире принимает форму совокупности рефлексивных убеждений, которая определяется Жане как reel reflechi (рефлексивная реальность). На этой стадии возникают последовательная, согласованная память, акты сознательной воли. Дальнейшее развитие индивида, становление рефлексивного Я предполагает временную организацию личности и общую биографию. Однако, если учитывать не только решения, но и их реализацию, становится очевидной недостаточность рефлексивного поведения. Для осуществления принятого решения необходимы особые функции, добавляющие действенную силу вербальным формулам. Жане связывал их с эргетическими тенденциями.
7. Рациональные эргетические тенденции. Эта стадия эволюции действия не свойственна ни животным, ни ребёнку и очень чувствительна к нарушениям при патологии. Для тенденции на этой стадии формируется особый, предназначенный именно ей резервуар энергии, благодаря чему человек способен выполнять свои обещания и решения даже в том случае, когда не получает от этого удовольствия. При этом огромную роль играют такие психические функции, как произвольное внимание, терпение, ожидания, инициатива, упорство, согласованность жизни, действия и характера. На этой стадии наряду с нравственными появляются также логические правила, которым необходимо подчиняться, чтобы не войти в противоречие с окружением и самим собой. Основные опасности этого уровня кроются в догматизме, педантичности, опоре на ригидные принципы, а не на опыт.
8. Экспериментальные действия. На этой стадии вся деятельность подчинена фактам, опирается на открытость опыту, экспериментированию. Открывается возможность учиться на опыте, возрастает гибкость в восприятии себя и другого. Действия этой стадии дают начало науке. Человеку на этой стадии развития свойственны добродетельное поведение, сила характера, принятие объективной истины.
9. Прогрессивные действия. Стадия прогрессивных действий характеризуется осознанием свободы, прогресса, эволюции. И эта стадия описывается Жане не столько через характеристики объектного действия, сколько через особенности социального бытия: психологическую зрелость человека, выраженную индивидуальность и признание индивидуальности другого, открытость миру, понимание себя, процессы персонификации и презентификации, творческого синтеза как в социальном, так и в индивидуальном плане. Персонализация отражает столь важный для Жане с самых ранних работ процесс соотнесения наших переживаний, событий нашей жизни, действий с нашей личностью, когда мы «осознаём, что определённое событие происходит с нами, и мы что-то сделали или почувствовали, и что эти события повлияли на нашу жизнь и изменили наши действия» (Ван дер Харт. 2013. С. 192). Презентификация же отражает способность быть в настоящем, не просто осознавать актуальный момент, но осуществлять особый синтез персонифицированных переживаний во времени и пространстве, включая прошлое, настоящее и образ будущего, повышая наши возможности адаптации к изменяющемуся миру.
Язык, чувства, память, восприятие, мышление и другие психические процессы Жане рассматривал в системе психологии поведения. При этом действие в концепции Жане не сводится к внешнему, а с самых первых работ раскрывается как сложнейший феномен, соединяющий различные аспекты внутреннего и внешнего, индивидуального и социального.
Во Франции, Нидерландах, США, Австралии, Германии существуют общества Жане. Идеи Жане о работе с психической травмой продолжают развиваться (Ван дер Харт. 2013).