Тиле Корнелис Петер
Ти́ле Корне́лис Пе́тер (Cornelis Petrus Tiele) (16.12.1830, Лейден – 11.1.1902, там же), нидерландский теолог и историк религии. Стоял у истоков религиоведения и феноменологии религии. Один из основоположников современной лейденской школы богословия.
Биография и научная карьера
Родился в семье торговца и книгопечатника Корнелиуса Тиле (1794–1847) и Марии Йоханны ван Кампен (1809–1846). Получил начальное образование в Лейдене, в 1848 г. там же поступил в ремострантскую семинарию, а затем в Университет Атененум в Амстердаме на богословский факультет. В 1853 г. представил работу «Теологическое доказательство, содержащее замечания на некоторые отрывки из Евангелия от Иоанна, подтверждающие подлинность этого Евангелия» («Specimen theologicum continens annotationem in locos nonnullos Evangelii Joannei, ad vindicandam huius Evangelii authentiam»). Получил звание доктора теологии honoris causa в 1872 г. в Университете Лейдена, с 1873 г. работал преподавателем религиозной истории и гомилетики в ремострантской семинарии Лейдена.
После рукоположения во священники Ремострантской церкви служил сначала в Мордрехте, затем в Роттердаме. Сохранившиеся проповеди Тиле свидетельствуют о его увлечённости современной теологией. Также он продолжал свои изыскания в новозаветной библеистике, уделяя особое внимание Евангелию от Иоанна. Итогом данной работы стал труд «Евангелие от Иоанна как источник о жизни Иисуса» (Het Evangelie van Joannes beschouwd als bron voor het leven van Jezus, 1855). В Роттердаме он продолжил своё служение, начав издавать первый еженедельный журнал Deteekenen des tijds («Знамения времени»). Его приверженность модернистским теологическим веяниям породила конфликт с церковной общиной, которая придерживалась более «евангелического» подхода.
Вдохновившись примером М. Мюллера, ещё в университете Тиле стал изучать арабский и санскрит, к которым позднее присовокупились ассирийский, аккадский, египетский и авестийский языки. Он начал изучать науки о религии, которые были в то время в зачаточном состоянии. В 1860 г. опубликовал статью «Образование в истории религии» («Het onderwijs in de godsdienstgeschiedenis»), в которой подверг критике современный метод и выступил за введение сравнительного религиоведения как предмета на теологическом факультете. Основной фокус научного интереса Тиле был направлен на религии Персии, Вавилона и Ассирии. Он опубликовал работы «Религия Заратустры у древнеперсидских народов» (De godsdienst van Zarathustra bij de oud-Perzische volken, 1864) и «Сравнительная история египетской и месопотамской религий» (Vergelijkende geschiedenis van de Egyptische en Mesopotamische godsdiensten, 1872).
В 1881 г. он основал кафедру истории религии в Лейдене, где проработал до 1901 г. Как историк религии и феноменолог он издал несколько трудов: «Очерки по истории религии. К вопросу о распространении мировых религий» (Geschiedenis van den godsdienst, tot aan de heerschappij der wereldgodsdiensten, 1876), «История религии в древности до Александра Великого» (Geschiedenis van den godsdienst in de oudheid tot op Alexander den Groote, 1902) и «Основные принципы науки о религии» (Inleiding tot de godsdienstwetenschap, 1897).
Тиле являлся членом многих учёных сообществ: почётным членом Голландской королевской академии наук, почётным профессором Лейденского, Болонского, Дублинского, а также Эдинбургского университетов.
Был дважды женат: на Йоханне Марии Генриетте Баккер (1831–1885) и Антуанетте Софии Рёйхавер (1840–1907). Умер бездетным.
Значение религии в трудах Корнелиса Тиле
В книге «Основные принципы науки о религии» Тиле, впервые выступая как теолог и религиовед, тем самым разграничивая эти дисциплины, утверждал, что «философия религии, понимаемая как наука о религии, не заменяет собой догматики, будь то церковная или индивидуальная, но стоит рядом с ней и охватывает более широкую сферу. Её цель в отличие от обеих форм догматики состоит не в том, чтобы систематически описать истинную религию, показать путь спасения и оправдать это учение перед мышлением, но в том, чтобы изучить религию во всех её формах, а затем понять её сущность и выявить её истоки в человеческой душе» (Тиле. 1996. С. 147). Таким образом, он разграничил сферы влияния обеих дисциплин и круг рассматриваемых ими вопросов. Тиле также первым писал о том, что религиоведение должно учитывать научные изыскания в области антропологии, социологии, психологии и других дисциплин.
Тиле стоял у истоков научного изучения религии, вслед за М. Мюллером описывая восточные культы. Он предполагал, что целью научного поиска является не рассмотрение самой религии, а развитие религиозного человека. Вслед за многими другими учёными Тиле говорил о связи эволюции человека и стадий религиозного сознания: «Мир богов должен быть зеркальной картиной человеческого общества» (Тиле. 1996. С. 152).
В своём труде «Основные принципы науки о религии» Тиле предлагает классифицировать религии по этапам их развития и по качествам. К 1-й классификации относятся:
Естественные религии, т. е. появившиеся в ходе истории в качестве верования племени или народа. Эти религии делятся на высшие и низшие. К низшим относятся те, что возникли из анимизма (верования, появившиеся из одушевления окружающего мира), фетишизма (обожествления предметов как являющихся репрезентацией божества или самим божеством) и тотемизма (верования, основанного на религиозной связи животного или предмета, т. е. собственно тотема, и отдельного народа). К высшим естественным религиям относятся политеизм, зооморфизм, а также магия. В качестве примера высших религий Тиле приводит египетскую, месопотамскую, древнегреческую, древнегерманскую и римскую религии. Их особой чертой является высокое развитие мифологии, которая зачастую связана с поэтическими произведениями и философией.
Этические религии, которые «могут быть в полной мере охарактеризованы как этико-индивидуалистские, и в силу этого они преимущественно представлены спиритуалистическими религиями откровения. Их называют этическими, ибо они возникают из некоего этического возрождения, и индивидуалистическими, в силу того, что подобные движения всегда направлялись личностью или замкнутым кругом единомышленников, а ещё более потому, что они возникают благодаря прояснению личного сознания; спиритуалистическими они являются постольку, поскольку вырастают из реакции против господствующего натуррелигиозного служения, религиями откровения – так как они почитают в основателе реформы глашатая нового откровения, является ли он восторженным проповедником, Сыном Божиим или Богочеловеком» (Тиле. 1996. С. 155). К ним относятся пантеизм и монотеизм.
Этические религии делятся на партикуляристские (номистические) и универсалистские (мессианские, или мировые). Партикуляристскими являются те, которые предполагались как реформация существующей национальной религии и не потеряли с ней крепкой взаимосвязи. К ним относятся конфуцианство, даосизм, брахманизм, зороастризм, религия Древнего Израиля и раввинистический иудаизм. Универсалистскими являются религии, «обращающиеся ко всем, вне зависимости от происхождения и социального состояния, и тем самым преследующие цель стать мировыми религиями» (Тиле. 1996. С. 156). Их универсализм связан со ступенью развития этих религий. К ним относятся раннее христианство, индийский буддизм, распавшийся впоследствии на множество этических религий, хотя их партикуляризм, с точки зрения Тиле, можно считать вероучительным и ритуальным.
Во 2-й классификации религии различаются согласно направлению, по которому развиваются. Такие религии возникают в народах, имеющих сходный язык или общую предысторию; либо же они возникают из универсалистских при расщеплении последних на течения и секты. Такие религии делятся на:
Теократические и теантропические религии. В данную категорию входят семитские и арийские религии. Семитские относятся к теократическим в силу того, что главное божество понимается как абсолютный монарх. Им противостоят арийские религии, где «господствует идея божественного присутствия в мире явлений и родственности человека и Бога» (Тиле. 1996. С. 158). В 1-й подгруппе Тиле называет ислам, во 2-й – буддизм. Христианство относится им к смешанному типу, совмещая черты обоих направлений.
Различные течения в рамках самих религиозных семейств, чаще относимые к тем религиям, которые произошли от универсалистских: буддизм, ислам, христианство. Тиле выделяет направления махаяны и хинаяны (тхеравады) в буддизме, ваххабитов, суннитов и шиитов в исламе и православных, католиков и протестантов в христианстве.
Значение трудов Корнелиса Тиле
Благодаря просветительской деятельности Тиле в Нидерландах впервые стали появляться кафедры религиоведения. Первая из них была открыта в Лейденском университете в 1877 г. Её история тесно связана с личностью Тиле и его интересом к научному исследованию религии.
К числу его заслуг можно отнести: разграничение теологии и науки о религии как различных отраслей знания; основание религиоведения как научной дисциплины, родственной, в понимании учёного, современной философии религии; описание круга задач и методов религиоведения. Также следует отметить его вклад в основание феноменологии религии и издание учебника по истории религии, который долгое время пользовался большим авторитетом. Наконец, Тиле считается «первооткрывателем» практического религиоведения – он одним из первых дал исторический обзор ряда религий, основываясь на первоисточниках. (Красников. 2007. С. 59.)