Фахр ад-Дин ар-Рази
Фахр ад-Дин ар-Ра́зи, Абу Абдалла Мухаммад ибн Умар Фахр ад-Дин ар-Рази (أبو عبد الله محمد بن عمر فخر الدين الرازي) (январь или февраль 1149, Рей – март-апрель 1210, Герат), мусульманский философ, богослов, экзегет и естествоиспытатель. Представитель ашаритской школы калама. Энциклопедист, автор десятков трудов по мусульманскому богословию, мистицизму, правоведению, языкознанию и медицине.
Биография
Родился ар-Рази в г. Рей в семье имама-хатыба; будучи сыном местного проповедника, юноша поступил в кружки видных учёных города и в раннем возрасте приступил к изучению мусульманского богословия, медицины и алхимии. Едва достигнув 25-летия, ар-Рази покинул родной город: источники сообщают, что в поисках знания книжник посетил Хорезм, Бухару, Хорасан и Индию. Впоследствии будущий философ был представлен султану Гуридов Шихаб ад-Дину и хорезмшаху Ала ад-Дину Текешу; несколько лет он служил при дворе последнего гувернёром сына хорезмшаха Мухаммада. Незадолго до смерти ар-Рази по собственной воле перебрался в Герат, где принялся постигать азы тасаввуфа – мусульманского мистицизма. Перу энциклопедиста приписываются свыше 160 трактатов, посвящённых арабоязычному перипатетизму, ашаритской теологии, шафиитскому правоведению, медицине, языкознанию и истории; бо́льшая часть сочинений мыслителя до сих пор остаётся неопубликованной.
Эволюция взглядов и школьная принадлежность
Традиционно творчество ар-Рази относят к наследию ашаритской школы калама. Тем не менее в творческой биографии мыслителя принято выделять 2 этапа – ранний, каламический, и поздний, арабо-перипатетический. Первый этап отмечен вниманием Фахр ад-Дина как к концепциям арабских неоплатоников, так и к выдвинутой против последних аргументации ашаритов аль-Джувайни и аль-Газали. Вершиной этой вехи интеллектуального пути ар-Рази принято считать его монументальное «Великое толкование, или Ключи к сокрытому» – многотомное экзегетическое сочинение, развивающее мутазилитские традиции комментирования Корана. Второй этап изысканий ар-Рази ознаменован переходом философа к онтологическим и логическим построениям фальсафы, и в частности обращением к метафизическим теориям Ибн Сины. Неслучайно последним (так и не оконченным) трудом ар-Рази стал компендиум «Высокие проблемы теологии», в котором учёный дословно воспроизводит ряд важнейших дефиниций Авиценны. Вместе с тем, несмотря на противоречивость взглядов по отдельным проблемам физики и теологии, ар-Рази, подобно аль-Газали, постулировал тварность мира и непоследовательность теории космической эманации, разработанной восточными перипатетиками.
Богословские взгляды
Учитывая описанную выше эволюцию взглядов ар-Рази, предполагается невозможным реконструировать единую непротиворечивую систему его богословских воззрений. В частности, анализируя метафизическую структуру Божественных атрибутов, Фахр ад-Дин то склонялся к типично ашаритской доктрине, обозначающей одновременно инаковость и тождественность свойств Всевышнего Его же самости, то, напротив, подобно мутазилитам постулировал реальный характер тождества атрибутов и самости Аллаха. По-своему решал ар-Рази и проблему классификации Божественных атрибутов: одну их часть он характеризовал как «реальные» свойства Всевышнего, присущие Его самости (например, «жизнь» или «бытие»); вторую часть атрибутов он именовал «реально-дополнительными», отождествляя их с ашаритской концепцией атрибута, причастного и непричастного Божественной самости (например, «знание» или «могущество»); третья часть атрибутов, согласно Фахр ад-Дину, – атрибуты «негативные», указывающие на неприсущность Богу свойств твари (например, «единственность»); наконец, «дополнительные» атрибуты указывают, по мысли теолога, на возникший при взаимодействии с сотворёнными предметами статус Бога (например, «достоинство почитания»). Кроме того, в последних своих трудах ар-Рази выступил с критикой ряда ключевых для ашаритского богословия теорий: в частности, мутакаллим считал, что Бог останется невидим для человека и после всеобщего воскресения и Страшного суда, и учил о тварности словесного выражения речи Всевышнего – Корана.
Натурфилософия и метафизика
Натурфилософские и метафизические взгляды ар-Рази определены, с одной стороны, классической для школ калама онтологией, а с другой – метафизическими схемами арабоязычного перипатетизма. В частности, мыслитель значительно размывал определение категорий «материя» и «форма», де-факто отождествляя их с терминами «субстанция» и «акциденция» соответственно. Субстанция представляет собой совокупность мельчайших частиц – атомов; «единичная субстанция» характеризовалась философом вслед за аль-Джувайни как бесформенный субстрат, «принимающий» те или иные акциденции. Вместе с тем ар-Рази постулировал существование пустоты, отграничивающей одни субстанции от других. В свою очередь, субстанции, образующие трёхмерную форму, обретают, по мнению учёного, новый сущностный атрибут – телесность.
В своём позднем сочинении, «Высокие проблемы теологии», ар-Рази попытался разработать собственную версию космологии, основываясь на эманационной теории Авиценны и ряде суфийских идей. Так, Вседержитель, согласно Фахр ад-Дину, управляет мирозданием через предельную для него сферу – Престол, – служащую началом Мировой души; последнюю богослов считал источником других космических душ. Материальный космос, учил ар-Рази, состоит всего из двух сфер – верхней и нижней, образованной из вложенных друг в друга шаров земли, воды, воздуха и огня. Время в труде «Высокие проблемы теологии» провозглашается философом эманацией Мировой души – вопреки ранним, собственно физическим объяснениям природы темпоральности.
Рецепция
Труды Фахр ад-Дина ар-Рази получили широкое хождение среди мутакаллимов, перипатетиков и традиционалистов 13–14 вв. В то время как ряд ашаритских авторитетов продолжили проект ар-Рази по сближению калама и арабоязычного перипатетизма, Ибн Таймийя и Абу Хайян аль-Гарнати уличали ар-Рази в проповеди гетеродоксальных взглядов. Сегодня пропаганду и критическое осмысление работ ар-Рази осуществляет известный мусульманский богослов и публицист Саид Абд ал-Латиф Фуда.