Пифагор
Пифаго́р (Πυθαγόρας) (около 570 – около 490 до н. э., согласно Аполлодору), древнегреческий философ из Самоса (греческого полиса на о. Самос), математик и религиозно-нравственный реформатор, основатель пифагореизма. Помимо огромного количества разрозненных свидетельств о жизни и учении Пифагора, сохранились 4 позднеантичные биографии: Диогена Лаэртия, «Жизнь Пифагора» Порфирия, «О пифагорейской жизни» Ямвлиха и анонимная «Жизнь Пифагора», законспектированная Фотием. В значительной мере они основаны на биографиях Пифагора, принадлежащих Аполлонию Тианскому, Никомаху из Герасы, Неанфу из Кизика, на фантастическом романе Антония Диогена, сочинениях Александра Полигистора и др. и вместе с ними составляют корпус т. н. поздней, или «вторичной», литературы о Пифагоре, которая частично может быть возведена к «первичной» (т. е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) литературе 4 в. до н. э. – перипатетикам Аристоксену, Дикеарху, Гераклиду Понтийскому, сицилийскому историку Тимею, а также к утраченному сочинению Аристотеля о пифагорейцах. Остатки этой «первичной» литературы вместе с некоторыми более ранними свидетельствами (Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Иона из Хиоса, Геродота, Исократа, Платона) образуют ядро наиболее достоверных свидетельств о жизни и учении Пифагора; они собраны в главе «Пифагор» в труде «Фрагменты досократиков» Г. Дильса – В. Кранца.
Пифагор в юности ездил учиться в г. Милет, где слушал Анаксимандра (биографическая традиция настаивает также на близости к Ферекиду из Сироса, мистико-аллегорическая космология которого конгениальна Пифагору), и совершил путешествие на Восток (в том числе в Египет и Вавилон), где познакомился с древневосточной математикой и астрономией и изучал негреческие религиозно-культовые традиции; около 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в г. Кротон (Южная Италия), где основал пифагорейский союз, который представлял собой своеобразное сочетание философской школы, религиозной общины и политической партии, и распространял своё влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания бежал в г. Метапонт, где и умер.
Подобно Сократу, Пифагор не оставил сочинений (во всяком случае, они не существовали в эпоху Платона и Аристотеля), поэтому точная реконструкция «изначальной» системы Пифагора и её дифференциация от позднейшей традиции затруднительна. С другой стороны, не следует преуменьшать консервативную преемственность пифагорейской «школьной доктрины», которая в своих основных принципах остаётся неизменной от Пифагора до позднеантичных неопифагорейцев и неоплатоников. Секретность, отсутствие письменной фиксации до Филолая и абсолютный авторитет Пифагора (ср. вошедшие в пословицу αὐτὸς ἔφα – «сам сказал») в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников делают реконструкцию первоначального учения Пифагора одной из самых сложных проблем истории античной философии.
В античной биографической традиции образ Пифагора раздваивается на духовного лидера, религиозного учителя [ранняя легенда о Пифагоре-чудотворце, совершившем, среди прочих чудес, воскресение из мёртвых (катабасис, или нисхождение в Аид, с последующим возвращением), в этом смысле типологически сопоставима с Евангелием], с одной стороны, и создателя точных математических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии) – с другой. К Пифагору может восходить пифагорейская таблица противоположностей, где фундаментальными первоначалами бытия (физического и психического) выступают предел и беспредельное, понимаемые как самобытные нематериальные математические сущности, а не как атрибуты физических тел. Надёжно засвидетельствованы в религиозно-философской доктрине Пифагора учение о бессмертии души (псюхе), метемпсихозе в сочетании с «памятью предков» (Пифагор «помнил» свои 4 прежние инкарнации – зачаток платонической теории анамнесиса) и родстве всех живых существ (ср. культовую реформу – переход на бескровные жертвы); требование «очищения» (катарсис) как высшей этической цели, которая достигается для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса (в виде гармонии сфер), символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т. е. сумме первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). В математике с именем Пифагора связано систематическое введение доказательств, дедуктивное построение геометрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многогранников и многоугольников, учение о чётных и нечётных, о простых и составных числах, о пропорциях, об арифметических, геометрических и гармонических средних (ему приписывается, в частности, теорема Пифагора и Пифагоровы числа).
Пифагор явился не только создателем учения о бессмертии души, но и основоположником всей античной идеалистической метафизики, в русле которой развивались впоследствии учения (помимо пифагорейской школы 5–4 вв.) элейской школы, Платона и позднейшего платонизма.