Бруно Джордано
Бру́но Джорда́но (Giordano Bruno; настоящее имя Филиппо Бруно, Filippo Bruno) (январь или февраль 1548, Нола, близ Неаполя – 17.2.1600, Рим), итальянский философ, писатель. Учился в Неаполе (1562–1565), с 1566 г. – монах-доминиканец, в 1572 г. принял священство. Заподозренный в ереси арианского типа, в 1576 г. бежал в Рим; скитался по городам Северной Италии (1576–1578). В 1578 г. переехал в Шамбери (Савойя), в 1579 г. – в Женеву (где временно обратился в кальвинизм, а затем попал в тюрьму за резкую критику близкого сподвижника Теодора Безы – Антуана Делафе). Позднее жил во Франции: в Тулузе (1579–1581), Париже (1581–1583 и 1585–1586; лекции в Сорбонне о 30 атрибутах Бога сделали Бруно знаменитым), затем в Англии (1583–1585; курс лекций Бруно в Оксфорде был насильственно прерван университетскими властями из-за коперниковской направленности идей Бруно). Антиаристотелевское выступление Бруно в коллеже Камбре (май 1586) закончилось скандалом; с середины 1586 г. Бруно скитался по Европе (Висбаден, Марбург, Виттенберг, Прага, Франкфурт-на-Майне, Цюрих и др.). В августе 1591 г. возвратился в Италию (в Падую, затем в Венецию); 22 мая 1592 г. на основании доноса арестован и передан в руки венецианской, а затем (январь 1593) – римской инквизиции. В сентябре 1599 г. Бруно согласился признать себя еретиком, однако 21 декабря отказался от покаяния и был сожжён на костре.
Целостной и строгой философской системы Бруно не создал, хотя и стремился к этому; его учение, характерное для позднего Возрождения, представляло собой противоречивое сочетание архаических элементов с предвосхищением новоевропейского научного мышления, эзотерических и оккультных идей – с математическими и астрономическими выкладками. В своих ранних сочинениях «О тенях идей» («De umbris idearum», 1582), «Песнь Цирцеи» («Cantus Circaeus», 1583), «Светильник тридцати изваяний» («Lampas triginta statuarum», 1587) и др. Бруно постепенно подчиняет мнемонику («искусство памяти») задачам космологического и онтологического характера. Присущий этим трактатам интерес к магическому знанию сохраняется в последующих его сочинениях (созданных в основном между 1582 и 1591), из которых наиболее известны диалоги на итальянском языке: «метафизические» (1584, русский перевод 1949) – «Пир на пепле» («La cena de le ceneri»), «О причине, начале и едином» («De la causa, principio et uno»), «О бесконечности, вселенной и мирах» («De l’infinito, universo et mondi») и «нравственные» (1585) – «Изгнание торжествующего зверя» («Spaccio della bestia trionfante», русский перевод 1914), «Кабала пегасского коня» («Сabala del cavallo pegaseo», русский перевод 1949), «О героическом энтузиазме» («De gl’eroici furori», русский перевод 1953).
В развиваемой Бруно пантеистической метафизике всеединства как живой бесконечной всецелостности идеи неоплатонизма, прежде всего учение о едином начале, «всеобщем уме» (intellectus universalis) и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшее Бруно к гилозоизму, сочетались с сильным влиянием ранней греческой натурфилософии (идея параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса и др.). Определяющее влияние на Бруно оказала философия Николая Кузанского, от которого он воспринял идеи отрицательного (апофатического) богословия, поставив на место трансцендентного Бога христианского вероучения «Бога в вещах» (Deus in rebus, Dio nelle cose), т. е. совокупность всего сущего в единстве порождающей природы, обеспечиваемом Божественным абсолютом. Многим обязан Бруно и традиции герметизма, с которой в своих космологических построениях он связывал гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Актуальную бесконечность абсолютного максимума Николая Кузанского Бруно фактически отождествил с заполненным эфиром беспредельным пространством всеобъемлющего универсума, а потенциальную бесконечность последнего – с бесчисленностью миров, существующих в нём. То, что в аристотелевско-схоластической традиции представлялось замыкающей космос сферой неподвижных звёзд, Бруно, развивая идеи античных атомистов, объявлял солнцами других, удалённых от нас на колоссальные расстояния миров. Органицизм и панпсихизм Бруно приводили его к убеждению в одушевлённости всех миров, этих «великих тварей» (grandi animali), и возможной их «населённости». Таким образом, космос Бруно бесконечен и полицентричен не только в физическом и математическом, но и в биологическом и духовном планах; любая его точка – его смысловое средоточие. В поздних сочинениях Бруно – «франкфуртских поэмах» (1591): «О трояком бесконечно малом» («De triplici minimo»), «О монаде, числе и конфигурации» («De monade, numero et figura») и «О безмерном и неисчислимых мирах» («De immenso et innumerabilibus») – намечено близкое античному атомизму учение о монаде как мельчайшей единице бытия.
В учении Бруно и способах его изложения огромная роль принадлежит поэтическому началу и художественной фантазии. В его сочинениях ощущается влияние маньеризма (контраст между рациональной аргументацией и взвинченными патетическими отступлениями, между условно-аллегорической и подчёркнуто обытовлённой образностью; критика нормативизма в поэзии; пародирование традиционной риторики и стилизация поэзии петраркизма; причудливые каламбуры, в том числе в заглавиях). Единственное чисто литературное произведение Бруно – комедия «Подсвечник» («Il Candelaio», 1582; русский перевод 1940 под названием «Неаполитанская улица») – содержит резкую критику ренессансного гуманизма.
Узко теологическая проблематика мало волновала Бруно, который в своём отношении к религии соединял прагматический подход к ней как к фактору социальной стабильности (в духе Н. Макиавелли) со стремлением преодолеть кризисное состояние Церкви и модернизировать христианское учение. Фактически он развивал – вслед за флорентийскими неоплатониками – философскую религиозность, важнейшим элементом которой выступало «героическое исступление» (eroico furore), устремлённость человека к Божественному, возвышающая его над повседневностью и позволяющая создать основанную на нравственных началах цивилизацию. Смерть стала для Бруно, не чуждого мессианизму, последним актом подобного исступления.
В 19–20 вв. в философской (Ф. В. Шеллинг и др.), оккультной (А. Безант) и художественной литературе (В. Ф. Одоевский, Дж. Линдсей) формируется тенденциозный образ Бруно – героического борца с католическим мракобесием; подобная же его трактовка возобладала в советской историографии.