Сузо Генрих
Су́зо Ге́нрих [Генрих Зёйзе (Зойзе), Heinrich Suso (Seuse), Heinrich von Berg] (21.3.1295 или 1297, Констанц или Иберлинген – 25.1.1366, Ульм), немецкий монах-доминиканец, представитель «немецкой», или «рейнской», мистики. Предположительно обучался в доминиканских школах Констанца и Страсбурга, затем в высшей школе (лат. studium generale) доминиканской провинции Тевтония в Кёльне. Около 1326–1327 гг. лектор доминиканского конвента в Констанце. Познакомившись в Кёльне с Майстером Экхартом, написал в его защиту на немецком языке «Книжицу Истины» («Büchlein der Warheit») (около 1326–1328), предостерегавшую от прочтения текстов Экхарта в пантеистическом ключе, близком осуждённым бегардам и сторонникам «ереси свободного духа», за что решением капитула в Маастрихте (1330) был лишён поста лектора. После снятия дисциплинарного наказания в 1334 г. избран приором доминиканского конвента в Констанце. Во время интердикта 1339–1346 гг. вместе с констанцским конвентом временно переселяется в Дисенхофен (в 1343–1344 приор констанцского, в 1346 дисенхофенского конвентов). После 1348 г. жил в доминиканском конвенте в Ульме. В 1831 г. беатифицирован папой Григорием XVI.
В 1-й половине 1330-х гг. Сузо написаны немецкая «Книжица Вечной Премудрости» («Büchlein der ewigen Weisheit») и её латинская версия «Часослов Премудрости» («Horologium Sapientiae»). Сохранились 38 посланий Сузо, собранных в два сборника – «Малая книга писем» (11 посланий) и «Большая книга писем» (27 посланий), 4 приписываемые ему проповеди, «Жизнеописание» («Жизнь» – нем. «Leben», или лат. «Vita») – его духовная автобиография. Хотя вопрос об участии Сузо в окончательной редакции его сочинений однозначно пока не решён, согласно наиболее распространённой версии, в ульмский период Сузо собрал свои основные сочинения в сборнике «Exemplar».
Исходя из введённого Авиценной (Ибн Синой) и воспринятого немецкой доминиканской школой (Альберт Великий, Дитрих Фрайбергский, Майстер Экхарт) различия между сущностью и существованием, Сузо разделяет идею Экхарта о сущностном единстве основания (нем. grund) человеческой души с Божеством (нем. gottheit) и его понимание этого основания как божественного образа в душе человека. Схоластическую метафизику Сузо соединяет с традициями патристики, цистерцианцев и викторианцев, создавая собственную «духовную философию» (лат. philosophia spiritualis), которую он дополняет оригинальной мистической психологией. Для достижения полного единства с божественным образом в душе человек должен освободиться от всех других сотворённых образов, стать отрешённым от них. Блестящий стилист, Сузо выразительно описывает приобщение к этому образу как особого рода самопознание, реализуемое в сокровенном диалоге с Христом и постоянном молитвенном созерцании Его Страстей, ведя при этом своё повествование от лица Ученика («Книжица Истины»), Служителя Вечной Премудрости («Книжица Вечной Премудрости») или самого себя («Жизнеописание»).
В позднее Средневековье и раннее Новое время «Книжица Вечной Премудрости» (особенно её 3-я часть «Сто созерцаний») получила широкое распространение в Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах, а латинское «Horologium Sapientiae» и его переводы – также и в других странах Европы (сохранились сотни рукописных списков этих сочинений, в том числе позднейшие переработки и компиляции, например «Книга Любви»). Сочинения Сузо повлияли на «новое благочестие» (лат. devotio moderna) и стали нормативным образцом европейской духовной жизни 14–16 вв.