Шихаб ад-Дин Яхья Сухраварди
Шиха́б ад-Дин Я́хья Сухрава́рди (Шихаб ад-Дин Яхья ас-Сухраварди, перс. شهابالدین یحیی سهروردی) [1154, Сохревард (Сохравард) – 1191, Алеппо, Сирия], иранский философ, основатель ишракизма, или философии озарения (от араб. اشراق – озарение, сияние), одного из 5 основных направлений классической арабо-мусульманской философии.
В ряде ранних сочинений («Намёки», «Противостояния» и др.) Сухраварди излагает принятый для его времени вариант учения фальсафы (арабоязычного аристотелизма). Совершив путешествие по Сирии и Анатолии и поселившись в 1183 г. в Алеппо, Сухраварди, отойдя от аристотелизма, формулирует собственное философское учение.
Основное философское произведение – «Мудрость озарения» («Хикмат ал-ишрак»). В нём Сухраварди попытался построить безупречную монистическую систему на фундаменте метафизики света, сопровождая это номиналистической критикой категории «существование» и субстанциальных форм перипатетиков. Абсолютизируя «свет», Сухраварди трактует «тьму» как чистую отрицательность, в число условий которой не входит «возможность». В качестве Первоначала выступает абсолютный «Свет светов», отношение Первоначала к своим следствиям описывается как убывание «интенсивности» света. Все светы представляют собой нечто абсолютно простое, одинаковое, но различающееся по интенсивности: каждый нижестоящий свет в отношении вышестоящего менее интенсивен и поэтому «подчинён» ему. В силу совершенной простоты свет представляет собой абсолютную явленность, в случае отсутствия «завесы» такая явленность тождественна познанию. Завеса отсутствует между Светом светов и любым другим светом; самость, или «я» человека, представляет собой свет и потому не скрыта от самой себя. Сухраварди, как и Ибн Сина, считает самопознание интуитивным, но, в отличие от последнего, описывает его как схватывание световой природы самим же светом. Познание протекает в двух основных формах – «исследование», опирающееся на логику, и «интуиция», непосредственное схватывание световой истины любой вещи. Комментаторами «Мудрости озарения» выступили аш-Шахразури (13–14 вв.), Кутб ад-Дин аш-Ширази (ум. 1311), Садр ад-Дин аш-Ширази (ум. 1640 или 1641).
Ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов написаны «Храмы света», «Имадовы скрижали». В числе многочисленных аллегорических и мистических трактатов, написанных на арабском и персидском языках, – «В западне Запада», «Трактат о птицах», «Язык муравьёв» и др.
Философия озарения в соединении с идеями фальсафы, суфийскими мотивами и элементами шиитской доктрины составила учение «ирфан», систематизированное Садр ад-Дином аш-Ширази (Муллой Садра) и пропагандируемое в современном Иране как высшее достижение исламской философской мысли.
Три тома сочинений Сухраварди на арабском и персидском языках изданы в 1952 г. А. Корбеном, затем неоднократно переиздавались.