#Философские теченияФилософские теченияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские теченияФилософские теченияНайденo 86 статейТерминыТермины Ненасильственное несотрудничествоНенаси́льственное несотру́дничество, общественно-политическое движение в рамках борьбы индийского народа за независимость (1920–1924). Включало отказ от службы и обучения в государственных учреждениях, от покупки иностранных товаров и развитие национального производства с целью ослабления власти британской колониальной администрации. Движение было инициировано партией Индийского национального конгресса под руководством М. К. Ганди, который также является автором термина.Философские школы, направления, движения Деборинская школаДебо́ринская шко́ла, марксистское философское направление в СССР в 1920-е гг. Представители школы рассматривали марксизм как целостное учение, которое содержит в себе философскую основу в виде диалектического материализма. Первыми в практическом плане начали развивать диалектическую логику. Подвергли критике способ образования понятий путём абстрагирования сходных свойств и формирования набора признаков, составляющих понятие. В Институте философии создали научное подразделение по изучению диалектики «Капитала» К. Маркса.Философские школы, направления, движения ОрфизмОрфи́зм, мистериальный культ и религиозно-философское движение в Древней Греции, возникшее в 6 в. до н. э. и получившее распространение в Великой Греции (Южной Италии и Сицилии) и Афинах. Последователи орфизма считали мифического поэта Орфея учредителем «таинств» (греч. τελεταί), инициация в которые давала надежду на загробное спасение и вечное блаженство. В отличие от государственных (полисных) культов, в которых (например, в культе Афины или Зевса) участвовали все граждане полиса, орфизм, как правило, имел закрытый характер, не было особых храмов и должностных жрецов, а участвовать в орфических обрядах могли только посвящённые в таинства («мисты»). В отличие от традиционной древнегреческой религии, не имевшей своего Священного Писания, орфизм был первой попыткой создания книжной религии в Греции. От обширной орфической литературы до нас дошли только 2 поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (около 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и «Орфическая аргонавтика» (4-6 в.).Философские школы, направления, движения ГедонизмГедони́зм, направление в этике, рассматривающее наслаждение в качестве высшего блага и критерия нравственной жизни. Как принцип поведения гедонизм противоположен аскетизму, как тип этической теории – ригоризму и деонтологизму. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этике утилитаризма.Философские школы, направления, движения ПостпозитивизмПостпозитиви́зм, совокупность концепций в философии и методологии науки, сложившихся в противостоянии программе обоснования науки, выдвинутой представителями логического позитивизма. Критическая реакция на эту программу, инициированная К. Поппером, привела в конечном итоге к пересмотру всех основных понятий философии науки (прежде всего – понятия «научная рациональность»), к изменению самого образа науки и понимания её роли в культуре.Религиозно-философские школы, направления, движения Мистический анархизмМисти́ческий анархи́зм, направление в теории анархизма, которое признаёт мистический опыт в качестве главного источника постижения идеи свободы как безвластия. Мистические анархисты полагают, что трансформация общества должна происходить ненасильственно, посредством приобщения людей к неиерархическим формам мистицизма, эзотеризма и культуре масонства. Термин «мистический анархизм» ввёл поэт Г. И. Чулков в 1905 г.Религиозно-философские школы, направления, движения ВедантаВеда́нта, наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7–8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда её другое название – уттара-миманса, или поздняя миманса, в отличие от пурва-мимансы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами. В отличие от мимансы веданта учит не осмыслению ритуальных правил, а определённой целостной интерпретации откровения (Шрути).Научные направления Критическая педагогикаКрити́ческая педаго́гика, оформившееся в 20 в. направление в философских исследованиях образования, проблематика которых связана с анализом обусловленности образовательных отношений властными институциональными практиками и доминантными культурными установками, с выявлением неявных идеологических оснований норм и содержания образования, с критикой механизмов воспроизводства и закрепления средствами образования социальных иерархий и привилегий. Большое внимание также уделяется анализу скрытых механизмов власти в отношениях между субъектами образования, в связи с чем предметом исследований являются модели образовательных практик, миссия и статус учителя/педагога в образовательных процессах.Философские школы, направления, движения ВолюнтаризмВолюнтари́зм, направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Термин был введён немецким социологом Ф. Тённисом. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит интеллектуализму (или рационализму) – различным философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.Философы ЭпикурЭпику́р (341 – 271/270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель эпикурейской школы и философской традиции эпикуреизма. Главным источником для изучения его биографии и философии являются книга 10 «Жизни и мнения прославленных философов...» Диогена Лаэртия, который цитирует целиком три философских письма Эпикура к ученикам, и «Основные воззрения», сборник 40 цитат, излагающих преимущественно основы этики. 12345