Пико делла Мирандола Джованни
Пи́ко де́лла Мира́ндола Джова́нни (Giovanni Pico della Mirandola) (24.2.1463, Мирандола – 17.11.1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Происходил из семьи графов Мирандолы и синьоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. В 14 лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480–1482), Павии (1483) и Париже (1485–1486), осваивая право, древнюю словесность, моральную и натуральную философию, богословие, новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский).
Пико делла Мирандола довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Л. Медичи и другими участниками флорентийской Платоновской академии. В 1486 г. он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» («Commento sopra una canzona de amore composta da Girolamo Benivieni») и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» («Conclusiones DCCCC dialecticae, morales, physicae, mathematicae, publicae disputandae»), которые намеревался защищать на философском диспуте в Риме в присутствии знаменитых учёных Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487 г., должен был открыться «Речью» («Oratio»), посвящённой двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и изначальному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико делла Мирандолой. Наскоро составленная им «Апология» (Apologia) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой инквизиционного преследования Пико делла Мирандола бежал во Францию, но там был схвачен и заточён в Венсенский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей, и прежде всего Л. Медичи. В 1489 г. Пико делла Мирандола закончил и издал трактат «Гептапл, или О семи подходах к толкованию шести дней творения» («Heptaplus. De septiformi sex dierum geneseos enarratione»), в котором исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 г. написал небольшой трактат «О сущем и едином» («De ente et uno») – самостоятельная часть незавершённого программного труда, имевшего целью согласовать учения Платона и Аристотеля. Последняя работа – «Рассуждения против прорицающей астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divinatricem»). Умер Пико делла Мирандола, по-видимому, отравленный своим секретарём. Похоронен в доминиканском монастыре Святого Марка, настоятелем которого был Дж. Савонарола, тесно общавшийся с Пико делла Мирандолой в конце его жизни.
В центре антропологии Пико делла Мирандолы – учение о достоинстве и свободе человека как полновластного творца собственного «я». Пико делла Мирандола подчёркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя всё, человек способен стать чем угодно. Развивая намеченную Николаем Кузанским и М. Фичино идею единства духовного опыта человечества, Пико делла Мирандола в своих сочинениях изображал мир богословов, философов и поэтов, предполагающий, что мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико делла Мирандолы взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь смысл которых доступно посвящённым.