Пифагореизм
Пифагореи́зм (пифагорейство), совокупность учений, продолжавших и развивавших фундаментальные идеи Пифагора; одно из самых влиятельных течений в античной философии. Различают: 1) ранний, или доплатоновский, пифагореизм: последняя четверть 6 в. – середина 4 в. до н. э.; 2) платонизирующий пифагореизм Древней Афинской академии 4 в. до н. э.; 3) эллинистический (у некоторых исследователей – «средний») пифагореизм, представленный псевдопифагорейскими трактатами, датируемыми в основном концом 4 в. – 1 в. до н. э.; 4) неопифагореизм – с 1 в. до н. э. Для всех периодов и версий пифагореизма характерны радикальный дуализм души и тела с признанием абсолютного примата духовного над телесным и учение о числовом характере первооснов бытия, жизни и сознания.
Под пифагореизмом в узком смысле понимают ранний пифагореизм, совпадающий с историей основанного Пифагором в Кротоне пифагорейского союза – религиозно-философского братства со своими жизненным уставом, культом, ритуалами, иерархией членов, а также с особой системой нравственного воспитания и духовной дисциплины. Но в отличие от аналогичных общин орфиков (есть ряд сообщений о ранних пифагорейцах и о самом Пифагоре как авторах некоторых «поэм Орфея»), пифагорейский союз был также научно-философской школой (во всяком случае, начиная с 5 в.) и политической партией, распространившей своё влияние на греческие полисы Южной Италии и (частично) Сицилии. Лозунг пифагорейцев «у друзей всё общее» сочетался в политике с идеалом «правления наилучших» в нравственном и интеллектуальном смысле. После антипифагорейских восстаний (первое произошло ещё при жизни Пифагора на рубеже 6–5 вв.) и разгрома союза италийский центр пифагореизма переместился в Тарент (ныне Таранто, Италия): ещё в середине 4 в. до н. э. там существовала сильная община, руководимая Архитом, другом Платона. Одновременно бежавшие от расправы пифагорейцы впервые появляются в Балканской Греции: в Фивах (друзья платоновского Сократа в «Федоне» – Симмий и Кебет; ср. Филолай) и Флиунте. Согласно Аристоксену, члены флиунтской общины – Фантов, Эхекрат (тождествен Эхекрату платоновского «Федона»), Диокл, Полимнаст и Ксенофил из Халкидики (ученики Филолая и Эврита) были «последними из пифагорейцев». Однако есть указания на то, что традиция пифагореизма не угасла вполне и в эллинистическую эпоху (пифагореец Ликон, полемизирующий с Аристотелем, и др.).
Внутренняя организация пифагорейского союза выражалась прежде всего в делении на «акусматиков» и «математиков» (иначе «эксотериков» и «эсотериков»); первоначально оно, возможно, соответствовало различным ступеням посвящения, но со временем «акусматики» и «математики» превратились во враждующие группировки, причём первая воплощала фольклорно-религиозную, а вторая – научно-философскую традицию в пифагореизме. «Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» (иначе «символы») – бездоказательные максимы космологического, эсхатологического и этического характера («Что самое мудрое? – Число», «Что есть острова блаженных? – Солнце и Луна», «Землетрясение – сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество ритуальных запретов и табу. «Математики» занимались науками («математа») – арифметикой, геометрией, астрономией, «музыкой» (т. е. теорией музыки) и философской космологией, основой которых было учение о первоначалах. И те и другие претендовали на верность изначальному учению Пифагора, который предстаёт, таким образом, в античных источниках одновременно и как религиозный учитель, и как создатель математической науки.
Реконструкция доплатоновского пифагореизма опирается на 2 основных источника: подлинные фрагменты Филолая и свидетельства Аристотеля о т. н. пифагорейцах, в учении которых большинство современных исследователей видят целостную систему, в основном совпадающую с системой Филолая. К ней не относится приводимая Аристотелем («Метафизика», 986а 22) таблица противоположностей, расположенных в «два столбца»: предел – беспредельное, нечётное – чётное, одно – множество, правое – левое, мужское – женское, покой – изменение, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло, квадрат – разносторонний прямоугольник. Аристотель приписывал эту систему пифагорейцам 6 в. до н. э., включая самого Пифагора. Расположение элементов мира парами в 2 столбца отражает радикальный метафизический дуализм пифагореизма: все элементы, находящиеся в одном столбце, являются «рядоположными» и по существу представляют собой 10 случаев проявления одного и того же фундаментального начала: предела (πέρᾰς) либо беспредельного (ἄπειρον). Предел – формообразующее, активное (мужское), неизменное, светлое и доброе начало, противоположное беспредельному – неоформленному, пассивному (женскому), изменяющемуся началу, источнику зла в космосе (хаоса, дисгармонии и т. п.). Замыкающие таблицу «квадрат и разносторонний прямоугольник» были геометрическими символами бессмертной души (равного себе и неизменного начала) и смертного тела (неравного себе и подверженного вечному изменению). Следовавший этому древнему учению Филолай признавал также 3-е начало – бога-демиурга, или Гармонию, объединявшую непримиримые первоэлементы в единое целое. Последний крупный представитель доплатоновского пифагореизма – Архит: в его лице пифагорейские науки окончательно обособились от спекулятивной философии и выделились в специальные дисциплины.
Многогранным и системообразующим было влияние пифагорейской метафизики, космологии, психологии, а также этики и политики на Платона и традицию платонизма: дуализм чувственного и умопостигаемого мира, учение о бессмертии и переселении душ, телеологизм в космологии, примат математики в эпистемологии, вера в то, что государством должны управлять философы, и т. д. Преемники Платона в Древней Академии – Спевсипп и Ксенократ – разрабатывали различные аспекты пифагорейской метафизики.
К пифагореизму восходит важнейшая ветвь европейского музыкознания (другая ветвь восходит к Аристоксену и его последователям). «Законы числа» определяют в пифагореизме как «музыкальное» устроение Вселенной (ἡ τοῦ παντὸς ἁρμονία, лат. musica mundana, Гармония сфер), так и музыку, создаваемую человеком. Они лежат в основе мелодии и музыкальных интервалов, степень совершенства которых (консонансов и диссонансов) зависит от отдалённости соответствующего ему числового отношения от единицы-монады.
Эллинистический пифагореизм представлен трактатами, приписывавшимися Пифагору и древним пифагорейцам (Архиту, Филолаю, Экфанту, Диотогену, Гиппасу, Теано и др.) и ставшими предметом интенсивных исследований после пересмотра их датировки (раньше они считались «неопифагорейскими») и публикации собрания Х. Теслеффа в 1965 г. Основной источник – пространные цитаты-фрагменты в антологии Иоанна Стобея (начало 5 в.), но сохранились и некоторые целые трактаты: «О категориях» Архита, «О природе Вселенной» Оккела, «О природе души и космоса» Тимея из Локр (считался в древности оригиналом платоновского «Тимея»). Эллинистический пифагореизм носит пропедевтический характер (по Теслеффу – «учебники философии») и использует понятийный аппарат Платона и Аристотеля.
Возрождение пифагореизма начиная с 1 в. до н. э. происходило одновременно с возрождением древнего платонизма; оба учения окончательно сливаются в неоплатонизме Ямвлиха (до этого уже у Нумения).