#Средневековые философы
Средневековые философы
Тег

Средневековые философы

Средневековые философы
Найденo 58 статей
Богословы
Гуго Сен-Викторский
Гу́го Сен-Викто́рский (около 1096 – 1141), богослов и библейский экзегет. В 7 книгах «Дидаскаликона», написанных им, изложена систематическая программа христианского образования, которая включала в себя классификацию философских наук, основанную на концепции Аристотеля в переложении Боэция и выделяющую науки логические, теоретические, практические и механические. Из рассматриваемых Гуго Сен-Викторским четырёх способов богопознания два осуществляются посредством разума и два через Откровение: это внутреннее озарение души, стремящейся к Богу (лат. aspiratio), и внешнее учение о Нём, подкрепляемое чудесными знамениями (лат. doctrina).
Гуго Сен-Викторский. Миниатюра из теологических трактатов: «Подвиги Теодориха», «жизнь Кассиодора Сенатора», «дидактика Гуго Сен-Викторского». 1176–1177
Философы
Жерсон Жан
Жерсо́н Жан (1363–1429), французский богослов, церковный деятель, проповедник и педагог. Один из лидеров Cоборного движения, Жерсон активно участвовал в преодолении Великой схизмы, в 1415–1418 гг. был одним из ведущих деятелей Констанцского собора. В своих экклезиологических сочинениях этого периода утверждал верховенство соборов над папой как гарантию единства Церкви. Личность и труды Жерсона получили широкую известность, между 1483 и 1521 гг. вышло 9 полных собраний его сочинений. Влияние Жерсона испытали как представители «нового благочестия» (лат. devotio moderna) и отчасти М. Лютер, так и деятели католической Контрреформации.
Философия
Философы
Абеляр Пьер
Абеля́р Пьер (1079–1142), французский философ, теолог, поэт; основоположник концептуализма. Среди многочисленных сочинений Абеляра: «Логика», «Диалектика», «О единстве и троичности Бога» («De unitate et trinitate Dei»), «Введение в теологию» («Introductio ad theologiam»), «Теология Высшего блага» («Theologia Summi boni»), «Христианская теология» («Theologia christiana»), «Этика, или Познай самого себя» («Ethica, seu Scito te ipsum»), «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» («Dialogus inter Philosophum, Judaeum et Christianum»). С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введён Боэцием) – равнозначности, двусмысленности.
Элоиза и Абеляр. Миниатюра из рукописи Гильома де Лорриса «Роман о Розе». 1300–1340
Философы
Ибн Рушд
Ибн Рушд (1126–1198), арабо-мусульманский философ, учёный, врач, правовед, представитель восточного аристотелизма (фальсафа). Составил малые, средние и большие комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль латинского Запада, получив почётное прозвище Великий Комментатор и широкую известность как создатель теории «двойственной истины» и концепции монопсихизма, а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий, за что критиковался. С его именем в Европе связано такое философское течение, как аверроизм.
Ибн Рушд (Аверроэс). Гравёры Михаэль Вольгемут и Вильгельм Плейденвурф. Ксилография из Нюрнбергской хроники Х. Шеделя.
Богословы
Альберт Великий
А́льберт Вели́кий [1193 (по другим данным, 1206 или 1207) – 1280], немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Ввёл в обиход средневековой философии и науки все работы Аристотеля, которые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христианской теологии. Утвердил в обиходе схоластики свод естественно-научных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и арабских учёных; наряду с большой систематизаторской работой в области естествознания он проводил и собственные исследования, основанные на наблюдении и опыте. Учитель Фомы Аквинского и Ульриха Страсбургского. Причислен Римско-католической церковью к лику блаженных (1622) и святых (1931).
Портрет Альберта Великого. Национальный музей Швеции, Стокгольм
Философы
Дитрих Фрайбергский
Ди́трих Фра́йбергский (между 1240 и 1250 – между 1310 и 1320), немецкий богослов, философ и учёный-оптик. Главный философский труд – трилогия «О трёх затруднительных вопросах»: «О блаженном узрении», «Об одушевлённости неба», «Об акциденциях». Стараясь согласовать неоплатоническую концепцию эманации с христианским учением о творении мира Богом, Дитрих Фрайбергский, ссылаясь на Дионисия Ареопагита, выстраивает иерархическую цепочку тварных уровней бытия. В естественно-научных сочинениях Дитриха Фрайбергского большое место занимают проблемы оптики. По-видимому, Дитрих Фрайбергский первым дал верное объяснение явления радуги, заявив, что двойное преломление света и его однократное отражение происходят в каждой отдельной капле.
Философия
1
2
3
4
5