Николай Кузанский
Никола́й Куза́нский (лат. Nicolaus Cusanus; Николай Кребс, нем. Nicolaus Krebs) (1401, Куза, ныне Бернкастель-Кус – 11.8.1464, Тоди, область Умбрия, ныне Италия), немецкий философ, церковный деятель, математик. Родился в семье зажиточного купца и судовладельца. Воспитывался в школе Братьев общей жизни в Девентере (Голландия), в 1416–1425 гг. учился в университетах Гейдельберга, Падуи, Кёльна; доктор канонического права (1423). В 1425 г. стал секретарём архиепископа г. Трир, затем настоятелем церкви Святого Флорина в Кобленце. В 1433 г. на Базельском соборе выступил сторонником верховной власти соборов, в трактате «О кафолическом согласии» («De concordantia catholica», 1433/1434) доказывал подложность «Константинова дара», в сочинении «Об исправлении календаря» («De correctione calendarii», 1435) предложил проект реформы юлианского летосчисления. В дальнейшем, убеждённый в способности папы Евгения IV объединить западное и восточное христианство, перешёл на сторону папской партии и в 1437 г. в составе дипломатической миссии посетил Константинополь, где участвовал в подготовке договора об объединении католической и православной церквей перед лицом турецкой угрозы. В качестве папского легата инспектировал территорию Германии, пытаясь склонить немецких князей к подчинению Риму и вернуть в лоно Церкви мятежных гуситов. С 1448 г. кардинал, с 1450 г. епископ Бриксена (Брессаноне, Северная Италия). С 1459 г. генеральный викарий папы Пия II (гуманиста Энея Сильвио Пикколомини).
Наследие Николая Кузанского насчитывает более 50 сочинений, преимущественно трактатов и диалогов, а также около 300 проповедей. В 1440 г. он издал свой первый философский труд «Об учёном незнании» («De docta ignorantia»), за которым в течение семи лет последовали: «О предположениях» («De coniecturis», не позднее 1444), «О сокрытом Боге» («De deo abscondito», 1444/1445), «Об искании Бога» («De quaerendo deum», 1445), «О даре Отца светов» («De dato patris luminum», 1446), «О бытии» («De genesi», 1447). В 1450 г. вышли в свет четыре книги под общим названием «Простец» («Idiota»), а в 1453 г. – трактат «О мире веры» («De pace fidei»), где доказывалась возможность установления единой религии для всех народов при сохранении различия обрядов и местных верований. В 1460–1464 гг. написаны трактаты «О бытии возможности» («De possest», 1460), «О неином» («De non aliud», 1462), «Охота за мудростью» («De venatione sapientiae», 1463), «Игра в шар» («Dialogus de ludo globi», 1463), «О вершине созерцания» («De apice theoriae», 1464), «Опровержение Корана» («Cribratio Alkorani», 1460/1461). В его математических сочинениях рассматривались проблемы квадратуры круга, бесконечно малых, соизмеримости прямого и кривого и др.
Философско-богословская концепция Николая Кузанского складывалась в русле апофатического богословия (корпус сочинений Дионисия Ареопагита), он также воспринял идеи позднеантичного неоплатонизма (Прокл), Майстера Экхарта, Р. Луллия и др. Бог описывается у Николая Кузанского как «абсолютный максимум», взятый без каких-либо дополнительных определений и потому совпадающий со своей противоположностью – абсолютным минимумом. Будучи бесконечным, абсолютный максимум не допускает какого-либо увеличения или уменьшения, он может быть только единым, и его единство «несказанно превосходит всякое понимание», т. к. не противоположно ни разделению, ни множеству. Бог безусловно существует, поскольку является максимумом бытия, и всё, что только может существовать, дано в нём как актуально сущее, но в то же время Он и ничто из существующего, минимальное бытие, чистая возможность. О Нём правильно будет сказать, что «Он ни есть, ни не есть, ни – есть и не есть» («О предположениях», 5, 21). В Нём совпадают все противоположности, но так, что Он не является ни одной из них, Он – «противоположность противоположностей» (oppositorum oppositio). Свойства абсолютного максимума Николай Кузанский демонстрирует при помощи геометрических фигур. Если в своём конечном виде линия, треугольник, круг и шар являются противоположностями, то, будучи приведены к бесконечности, они совпадают друг с другом, превращаясь в одну-единственную бесконечную прямую. Так и Бог в свёрнутом виде заключает в себе все вещи, актуализируя в своём бесконечном бытии всё, что только может быть. Как таковой Он является простейшей сущностью всех сущностей и точнейшей мерой всех вещей. Поэтому познание любой вещи столь же ограничено для конечного разума, как и познание Бога. Человеческий разум, знающий только конечное и продвигающийся путём соразмерения неизвестного с известным, может лишь бесконечно приближаться к Истине – абсолютному совпадению разума и вещи (т. е. абсолютному максимуму), он относится к истине так же, как многоугольник – к окружности, в которую он вписан. Человеку доступно, однако, знание своего незнания («учёное незнание», «умудрённое неведение»), которое Николай Кузанский отождествляет с верой.
Отношение Бога к миру описывается у Николая Кузанского как «свёртывание» (complicatio) – присутствие всех вещей в Абсолюте – и как «развёртывание» (explicatio) – присутствие Абсолюта в них: «...творение… есть не что иное, как то, что Бог есть всё» («Об учёном незнании», II, 101). Это дало повод для обвинений Николая Кузанского в пантеизме (Иоганн Венк, «Невежественная учёность», 1442–1443), которые были отвергнуты им в сочинении «Апология учёного незнания» («Apologia doctae ignorantiae», 1449): бесконечность Бога делает Его несоизмеримым по отношению к тварным вещам, поскольку между конечным и бесконечным нет пропорции, а всякое творение как приведённое из небытия в бытие по необходимости конечно. В процессе творения мира абсолютный максимум последовательно конкретизируется во множество конечных вещей, его первой эманацией является мир, или Вселенная, которая представляет собой конкретно определившийся максимум, ограниченный (contractum) совокупностью составляющих его вещей. Вселенная безгранична в пространстве и во времени, она не имеет ни центра, ни периферии и, следовательно, не может представлять собой систему концентрических сфер с Землёй посередине, как полагал Аристотель. Из-за отсутствия фиксированного центра все точки Вселенной абсолютно равноправны, а движение и покой – относительны, так что ни Земля, ни Солнце не могут занимать центрального положения, и они не покоятся, но пребывают в постоянном движении. Земля не уникальна, она ничем не лучше других звёзд и не единственная населена разумными существами. Через принадлежность Вселенной каждая вещь присутствует в каждой, чем объясняется наличие в мире космической симпатии – той «чудодейственной связи», которая позволяет вещам воздействовать друг на друга на любом расстоянии.
Эти космологические выводы, вытекающие из учения Николая Кузанского об абсолютном максимуме, предваряли открытия Н. Коперника, Г. Галилея и И. Кеплера. Идеи Николая Кузанского о существовании бесконечного множества миров, населённых разумными существами, получили развитие у Дж. Бруно, а его внимание к методу предвосхитило методологию Р. Декарта. Работы Николая Кузанского не издавались в течение 300 лет (с 1565 по 1862) и лишь в 20 в., начиная с Э. Кассирера, назвавшего философию Николая Кузанского отправной точкой всей философии Возрождения (1927), стали объектом пристального интереса и исследования.