Таулер Иоганн
Та́улер Иога́нн (Иоанн Таулер; Иоганнес Таулер; нем. Johannes Tauler, Tauller, Ta(u)weler, Thauler, Thaler) (около 1300, Страсбург – 16.6.1361, там же), немецкий монах-доминиканец, представитель «немецкой», или «рейнской», мистики. Происходил из семьи состоятельных горожан. Около 1315 г. вступил в страсбургский доминиканский конвент. Обучался в школах доминиканского ордена в Страсбурге и Кёльне, где испытал влияние Майстера Экхарта. Читал проповеди в Страсбурге, в городских храмах, и в Кёльне, в монастыре Святой Гертруды; в период папского интердикта вместе с конвентом переселился в Базель, где сблизился с группой мистически настроенных горожан («друзей Божьих»). После возвращения в Страсбург зимой 1347/1348 г. Таулер вплоть до своей кончины духовно опекал монастыри доминиканок и группу страсбургских мирян.
Таулер считается автором как минимум 84 немецких проповедей, получивших распространение ещё при его жизни. В рукописной традиции (178 манускриптов) выделяются 2 основных типа сборников проповедей Таулера: «Большой Таулер» и «Малый Таулер». Имеющиеся издания его сочинений ориентируются на региональные традиции: страсбургскую верхненемецкую (Ф. Феттер) и кёльнскую нижненемецкую (А.-Л. Корен). К числу приписывавшихся Таулеру сочинений (Pseudo-Tauleriana) долгое время относились составленные, по-видимому, в среде его страсбургских почитателей «Книга духовной бедности», «Таулеровы институции», «Упражнения» и «История обращения досточтимого доктора Иоганна Таулера» («Книга мастера»), рассказывающая о легендарном обращении Таулера к внутренней духовной жизни.
Сближая в своих проповедях путь служения Богу и путь познания Бога, Таулер считает необходимым для этого полное отрешение от всего сотворённого и временного и обращение к вечному и божественному. Таулер выразительно описывает в своих проповедях, как подражающий Христу человек последовательно проходит стадии болезненного очищения от греха и глубокого смирения, затем – просветления божественным светом и, наконец, единства с Богом. Делая акцент на приоритете «внутреннего человека» и самопознании, Таулер вслед за Экхартом говорит о достижении отрешённости в душе, уме и духе. Бог открывается человеку и соединяется с ним в акте рождения вечного Слова в основании души (средневерхненемецкий grunt), но, в отличие от Экхарта, Таулер полагает, что это единство осуществляется не по природе, а по благодати.