Эманация
Эмана́ция (от лат. emanatio – истечение, распространение), философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация – нисхождение, дробление, рассеивание – противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. В неоплатонизме были специально разработаны две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и уму-нусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуалистических системах (пифагореизм, гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости». Один из наиболее распространённых образов эманации как «истечения» – солнце и солнечный свет (ср. Платон, «Государство» VI 508a–509d) – был воспринят христианским богословием (особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (М. Экхарт и др.), у Николая Кузанского.