Нумений из Апамеи
Нуме́ний из Апаме́и (греч. Νουμήνιος ὁ ἐξ Ἀπαμείας, лат. Numenius Apamensis) (2 в.), древнегреческий философ, представитель среднего платонизма и неопифагореизма. Сочинения Нумения не сохранились, его учение известно по фрагментам, которые цитируют неоплатоники и Евсевий Кесарийский в «Евангельском приготовлении». В своём главном сочинении – «О добре», – Нумений развил оригинальное метафизико-теологическое учение о трёх первоначальных сущностях, различив трёх богов: первого, второго и третьего. Первый бог представляет собой запредельный, неподвижный и непостижимый для людей Ум-нус, второй выступает как активный бог-творец, а третий как бог-творение, или чувственно воспринимаемый космос. Первый бог отождествляется с платоновской идеей абсолютного Добра («Государство», книга 6), второй – с демиургом платоновского «Тимея». Второй и третий бог при этом понимаются как «один», или двуединый, фундаментальным остаётся противопоставление демиурга и первого бога. Первый бог есть принцип бытия, второй (демиург) – принцип становления. Люди поклоняются второму богу, не имея понятия о первом. Сам Нумений выводил философию Платона от Пифагора и в духе эзотерического ориентализма утверждал, что она согласна с древними учениями «брахманов, иудеев, магов и египтян»: Платон, по его мнению, «никто иной как Моисей, говорящий на аттическом диалекте». Следуя «неписаным учениям» Платона, Нумений понимал материю как Неопределённую двоицу, принцип пассивности и изменчивости, а бога-демиурга как формообразующий принцип. Этика Нумения имеет аскетический характер: поскольку материя есть источник зла, то и жизнь во плоти для души человека – сплошное страдание. Теологическая метафизика Нумения обнаруживает сходство с современными ей «Халдейскими оракулами» и гностическими учениями; она оказала влияние на неоплатоническое учение о принципах и патристическую мысль.