Афинская академия
Афи́нская акаде́мия (Платоновская академия), древнегреческая философская школа, основанная Платоном в середине 380-х гг. до н. э. в афинском пригороде Академия, известном своим публичным гимнасием и священной рощей мифического героя Гекадема, или Академа (отсюда название); последователи этой школы назывались академическими философами, или академиками. История Афинской академии не совпадает с историей античного платонизма, т. к. многие античные платоники не имели отношения к Афинам, а многие афинские академики (эллинистического времени) не были платониками. Традиционно периодизация различает три фазы развития Афинской академии в классическую и эллинистическую эпохи: 1) Древняя академия, основанная Платоном; 2) Средняя академия, основанная Аркесилаем (около 268 до н. э.) и 3) Новая академия, основанная Карнеадом (до 155 до н. э.). Историю эллинистической Афинской академии завершает в 1 в. до н. э. деятельность Филона из Ларисы и Антиоха из Аскалона (около 130 – 169 до н. э.). Секст Эмпирик называет двух последних основателями 4-й и 5-й академий соответственно, но такая классификация больше нигде не засвидетельствована. Схоластическое различение Средней и Новой академий также не было общепризнанным в древности: Цицерон называет Новой академией всю эллинистическую (скептическую) академию от Аркесилая до Карнеада, противопоставляя её Древней (догматической) академии, и такое различение философски более осмысленно.
Древняя академия
Исторические свидетельства об основании, организации и правовом статусе Древней академии крайне обрывочны. Согласно правдоподобной гипотезе немецкого эллиниста У. фон Виламовица-Мёллендорфа, Платоновская академия была юридически оформлена как культовый союз (фиас) друзей для почитания Аполлона и муз. В этот союз входили, среди прочих, астроном и математик Евдокс Книдский, философы Спевсипп, Ксенократ, Аристотель и Гераклид Понтийский, а также две женщины – Ласфения и Аксиофея (по легенде, проникшая в академию, переодевшись в мужское платье). По пифагорейскому образцу служение Аполлону и музам понималось не ритуалистически, а интеллектуально – как культивирование философии, математики, астрономии и других наук с целью «очищения» (катарсиса) души и достижения морального и интеллектуального совершенства.
Афинская академия была одновременно исследовательским и образовательным учреждением, прообразом позднейших академий наук и университетов. Основной задачей её было воспитание афинской элиты, и прежде всего – элиты политической. Отсюда то значение, которое придавалось моральной и политической философии, а также искусству диалектики: умению опровергать оппонента с помощью техники вопросов и ответов и аргументированно доказывать свой тезис. Члены Афинской академии не только изучали политическую теорию, но и были вовлечены в реальную политику в разных местах греческого мира – от Южной Италии до Троады. Антидемократическая тенденция ранней академии достаточно откровенно декларирована в «Государстве» Платона. Сам Платон и его ученики нередко служили советниками при дворах правителей и тиранов. Некоторые современные исследователи доходят до того, что описывают Платоновскую академию как общегреческий конспиративный центр ультраправых сил с глобальной сетью эмиссаров, черпавший вдохновение из консервативной морально-религиозной доктрины Дельфийского оракула и ставивший своей задачей повсеместное свержение демократических режимов; при этом упускается из виду, что Платон ненавидел тиранию ещё больше, чем демократию. Эта живая связь с политикой была полностью утрачена в Средней и Новой академиях.
При всём почитании Платона в Афинской академии (после его смерти перешедшем в религиозный культ, – главным праздником в школе был день рождения Платона 7-го Таргелиона) свобода дискуссий внутри школы была неограниченной. Так, Аристотель открыто опровергал платоновскую «теорию идей», а Евдокс обосновывал гедонистическую этику в полном несогласии с аскетической установкой самого Платона и Спевсиппа. Схолархами (главами школы) Древней академии после Платона (около 385 – 347 до н. э.) были Спевсипп Афинский (с 347), Ксенократ из Халкедона (с 339), Полемон (с 314), Кратет Афинский (около 276); интеллектуально значимым современником Кратета и Полемона был Крантор, занимавшийся комментированием диалогов Платона. Из древних академиков наиболее глубокими и систематическими мыслителями, продолжавшими разрабатывать позднюю метафизику Платона (в том числе учение о Едином и Неопределённой Двоице как высших принципах бытия, излагавшееся Платоном в «Устном учении»), были Спевсипп и Ксенократ, сочинения которых оказали формирующее влияние на философию среднего платонизма и неоплатонизма.
Средняя академия
Первый и главный представитель Средней академии Аркесилай из эолийской Питаны, сменивший Кратета на посту схоларха Афинской академии , радикально реформировал доктринальные установки академии, перейдя на позиции скептицизма. В отличие от пирроновского скепсиса академический скептицизм Аркесилая – прямой наследник негативной диалектики «сократических диалогов» Платона. Свой основной тезис о невозможности знания или непостижимости вещей (акаталепсия) и как результат – предписание «воздержания от суждения» (эпохе) как единственной альтернативы необоснованным догматическим притязаниям Аркесилай демонстрировал в неутомимой полемике со своими главными оппонентами – стоиками, краеугольным камнем эпистемологии которых было понятие «познавательного чувственного образа» вещей (ϰαταληπτιϰὴ φαντασία), т. е. субъективного представления, объективно отражающего реальность. Согласно Аркесилаю, не существует такого представления, которое при определённых условиях не могло бы оказаться ложным. Преемниками Аркесилая в Афинской академии были Лакид (около 242 до н. э.) и малоизвестные Евандр и Гегесин.
Новая академия
Новая академия остаётся в русле скептицизма и представлена двумя значительными именами – Карнеадом из Кирены (был схолархом Афинской академии до 137/136 до н. э.) и Клитомахом (умер около 110/109 до н. э.), а также малоизвестными Хармадом, Эсхином и Метродором из Стратоникеи. Карнеад продолжил полемику скептических академиков против стоического догматизма и, в частности, ответил на возражения Хрисиппа более ранним скептикам о том, что скептическое «воздержание от суждения» делает жизнь невозможной. Согласно Карнеаду, несмотря на отсутствие абсолютного критерия истины и невозможность выйти за границы субъективного, мудрец может разумно жить и быть счастливым, не признавая «постигающим» ни одного представления, но руководствуясь для принятия решений его «вероятностью» или «правдоподобием» (греч. πιθανόν, лат. probabile), а также непротиворечивостью внутри системы представлений.
Последним достоверно засвидетельствованным и философски значимым схолархом академии был Филон из Ларисы, ученик Клитомаха, сменивший его как глава школы в 110/109 до н. э., а во время Митридатовых войн перебравшийся в Рим (89/88 до н. э.), где его учеником стал Цицерон. Филон продолжил линию Карнеада на смягчение радикального академического скептицизма в русле карнеадовского «пробабилизма», постепенно расширяя круг легитимных философских дисциплин (включая этику и риторику), сближаясь со стоиками и – в поздних сочинениях – даже признав возможность объективного знания (каталепсии), хотя и не в строго стоическом смысле термина. Такую позицию Филон приписывал всем своим предшественникам по академии, начиная с Платона. Ученик Филона – Антиох из Аскалона, – напротив, был убеждён, что, начиная с Аркесилая, академическая философия отошла от подлинного учения Платона и что подлинными наследниками Платона в 3–2 вв. до н. э. были «догматики» – перипатетики и стоики, а не скептики. Около 80 г. до н. э. Антиох порвал со своим учителем и, демонстративно отмежевавшись от скептицизма Новой академии, основал «Древнюю академию», где его единственным преемником стал его брат Арист. Лозунг Антиоха «назад к древним» и установка на «гармонизацию» учений Платона, Аристотеля и стоиков, означавшая конец 200-летней борьбы эллинистических школ, были восприняты и в стоической школе (Посидоний, Арий Дидим); результатом оказалась выработка в середине 1 в. до н. э. нового синкретического философского языка, в котором перипатетическая энтелехия, платоновский эйдос и стоический логос потеряли «школьную» принадлежность и оказались включёнными в единый интеллектуальный дискурс.
Хотя Афинская академия продолжала существовать ещё почти 600 лет, дальнейшая её история растворяется в истории среднего платонизма и неоплатонизма. Афинская школа неоплатонизма (в отличие от александрийской) отличалась бескомпромиссным неприятием христианства и была официально закрыта декретом византийского императора Юстиниана I в 529 г. с формулировкой «в Афинах чтоб никто не смел преподавать философию или истолковывать законы» (Малала, «Хронография», 18, с. 187).