Прокл Диадох
Прокл Диадо́х (Πρόϰλος ὁ Διάδοχος) [8(7?).2.412, Константинополь – 17.4.485, Афины], греческий философ, завершивший систематизацию античного неоплатонизма. О жизни Прокла известно преимущественно из биографии, написанной его учеником Марином («Прокл, или о Счастье»). Родился в семье адвоката, прошёл начальный курс грамматики, риторики и логики в Александрии, затем изучал философию Аристотеля и Платона в Афинской академии под руководством Плутарха Афинского и Сириана. После кончины Сириана в 437 г. Прокл стал главой афинской школы, которой руководил до конца жизни. Считая, что философ должен быть «иереем целого мира», Прокл старался соблюдать обряды всех известных ему религий (за исключением христианской, которую он считал безбожием).
Из многочисленных сочинений Прокла, тесно связанных с его преподавательской деятельностью (комментарии к произведениям Платона, Аристотеля, Порфирия, Плотина и др.), сохранились комментарии к «Тимею», «Алкивиаду I», «Пармениду», «Кратилу» Платона, к 1-й книге «Начал» Евклида, «Начала физики» (изложение в виде 52 теорем учения Аристотеля о движении), «Начала теологии» (211 теорем, раскрывающих основные идеи неоплатонической метафизики) и «Платоновская теология» в 6 книгах (описание иерархии божественных чинов). Сохранились также (в латинском переводе Вильема из Мёрбеке, 13 в.) трактаты «Десять сомнений относительно промысла» («De decem dubitationibus circa providentiam»), «О промысле и судьбе» («De providentia et fato»), «О существовании зла» («De malorum subsistentia»).
Согласно Проклу, всё сущее в целом представляет собой непрерывную цепь причин и следствий, исходящую из первоначала – непознаваемого сверхсущего Единого, или Блага, производящего из-за преизбытка силы и совершенства множество следствий. Чтобы существовать, следствия должны постоянно сохранять свою связь с причиной, «возвращаться» к ней, так что процесс исхождения множества из Единого оказывается циклическим и включает в себя три взаимосвязанных момента: пребывание следствий в причине (μονή), их исхождение из неё (πρόοδος) и возвращение (ἐπιστροφή) к ней. Поэтому каждая сущность существует трояким образом: в причине, сама по себе и в своих следствиях. Так у Прокла получает обоснование общий принцип неоплатонизма: «всё во всём, но в каждом – особым образом».
Традиционная неоплатоническая иерархия универсума, восходящая к «Пармениду» Платона (Единое – Ум – Душа – Космос), дополняется у Прокла включением в Единое противоположности предела и беспредельного, а также множества божественных единиц – генадических отождествляемых с традиционными богами языческих религий. В Уме же Прокл выделяет три аспекта, или уровня, реальности: бытие, соответствующее предмету мышления, жизнь и собственно ум, мыслящее, причём каждый из этих аспектов отражает в себе остальные два. Устройство Души отражает строение Ума и также делится на три части: душа, существующая сама по себе и целиком погружённая в созерцание божественного ума («неприобщимая», или «надкосмическая»); класс «внутрикосмических душ», к которым относятся душа космоса и души отдельных населяющих космос существ (они всегда одушевляют то или иное тело, которое Прокл вслед за Платоном называет «эфирной колесницей» души); «околокосмические», или «отрешённые», души, выполняющие роль посредников между первыми и вторыми. Колесницей мировой души служит нематериальный свет, который Прокл отождествляет с пространством, а первые тела отдельных душ образованы субстанцией звёзд и планет. При нисхождении отдельных душ в область становления они наращивают на своём эфирном теле слои всё более плотных и грубых оболочек, последней из которых является земное тело, в каковом душа проживает отпущенный ей срок. Космос – это мыслящее одушевлённое существо, зримый бог, существующий во времени, но не имеющий временно́го начала и конца, ограниченный в пространстве и имеющий форму сферы. В описании его внутреннего устройства Прокл следует астрономической теории Клавдия Птолемея. Как надлунная, так и подлунная сферы отображают содержание всего умопостигаемого мира и поэтому каждая образует самостоятельный космос. Так, в небе есть и своя «эфирная земля» (Луна), и своя область «становления» (от Луны до Солнца), и своё «небо» (от Солнца до неподвижных звёзд). Последним порождением Единого является материя – бесформенное «не сущее» (μὴ ὄν), способное принимать в себя всевозможные формы и через них обращаться к вышестоящим причинам. Такое участие во всеобщем процессе «возвращения» делает материю необходимым условием совершенства мира, поэтому Прокл решительно не соглашается с Плотином, считавшим материю причиной зла. С точки зрения Прокла, зло есть отсутствие какого-либо частного блага, это случайное, привходящее сущему свойство, выражающееся в слабости и неспособности вещей достичь цели своего существования.
Прокл оказал большое влияние на последующее развитие философии и христианского богословия. В сочинениях псевдо-Дионисия Ареопагита разработанный Проклом понятийный аппарат был приспособлен к описанию высших истин христианского Откровения, а его система ипостасей почти целиком была воспроизведена в виде иерархии ангельских и церковных чинов. Влияние Прокла испытали видные богословы как на греческом Востоке (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама), так и на латинском Западе (Иоанн Скот Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Роберт Гроссетест, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.). Переводы Вильема из Мёрбеке во многом определили средневековые представления о платонизме в целом. В 15 в. сочинения Прокла стали предметом пристального изучения Николая Кузанского, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандолы и др.