#Философские концепцииФилософские концепцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские концепцииФилософские концепцииНайденo 218 статейФилософские произведенияФилософские произведения «Демократия либеральная и социальная» (Тихомиров)«Демокра́тия либера́льная и социа́льная», сборник политико-философских статей Л. А. Тихомирова, объединённых тематикой критики демократии и парламентаризма через анализ их истоков и последствий их воплощения в политической практике. Составленный из трёх статей («Социальные миражи», «Панама и парламентаризм», «Коммунизм и партикуляризм»), сборник призван показать внутреннюю противоречивость и утопичность демократического принципа организации социального строя и его опасность для социальности как таковой. Показывая, что революционный радикализм социальной демократии – прямое следствие развития демократии либеральной, Тихомиров проводит мысль о том, что «излечение» общества возможно лишь в том случае, если человечество откажется от социальных миражей демократизма и снова встанет на религиозную (христианскую) почву.Термины ИшваравадаИшварава́да, в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем.Философские школы, направления, движения ЭмпиризмЭмпири́зм, позиция в теории познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знание, кажущееся внеопытным, рассматривается в эмпиризме либо как сложный продукт опыта, либо как совокупность аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логического эмпиризма), либо как бессмыслица.Термины Манас (в индийской философии)Ма́нас, внутреннее чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство индийских философских школ считает, что манас участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения.Афоризмы, устойчивые выражения Cogitor ergo sumCogitor ergo sum [с лат., буквально – мыслюсь (Богом), следовательно, существую]. Тезис Ф. К. фон Баадера, противопоставленный тезису Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum).Термины Научная парадигмаНау́чная паради́гма, в философии науки образец рациональной научной деятельности, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом; понятие получило распространение благодаря концепции науки Т. Куна. Содержание парадигмы зависит от характера научной дисциплины, степени её зрелости, структуры фундаментальной научной теории, разработанности математического аппарата, методологического оснащения, экспериментальной техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передаваемых от поколения к поколению учёных. Это содержание выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров научных направлений и школ, генерирующих основные идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методических руководствах, программах подготовки научных кадров.Термины Возможность и действительностьВозмо́жность и действи́тельность, соотносительные философские категории, характеризующие становление и развитие предмета или явления. Различают логическую возможность какой-либо вещи, характеризующую принципиальную возможность её существования, и реальную возможность, предполагающую наличие всех необходимых условий для её осуществления.Термины НичтоНичто́, философское понятие, означающее отсутствие каких-либо качественных определённостей либо бытия вообще. Противоположно таким понятиям, как «нечто», «сущее», «бытие», «всё», в истории философии нередко отождествлялось с понятием небытия.Религиозно-философские школы, направления, движения Мистический анархизмМисти́ческий анархи́зм, направление в теории анархизма, которое признаёт мистический опыт в качестве главного источника постижения идеи свободы как безвластия. Мистические анархисты полагают, что трансформация общества должна происходить ненасильственно, посредством приобщения людей к неиерархическим формам мистицизма, эзотеризма и культуре масонства. Термин «мистический анархизм» ввёл поэт Г. И. Чулков в 1905 г.Термины ДилеммаДиле́мма, вид умозаключения, посылками которого являются гипотетические и дизъюнктивные суждения. В расширительном смысле под дилеммой понимают затруднительную ситуацию выбора между двумя равно неприемлемыми возможностями. 12345