Тег

Философские концепции

Философские концепции
Религиозно-философские школы, направления, движения
Софиология
Софиоло́гия, философско-богословское учение в русской религиозной философии, содержащее представление об особом личном посреднике между Богом и миром, отождествляемом с библейским аллегорическим образом Софии Премудрости Божией. Интерес к софиологической проблематике в русской философской мысли появляется в конце 18 – начале 19 вв. в связи с распространением в России масонских книг, переводов сочинений Я. Бёме и Л.-К. Сен-Мартена. София, пронизывающая всё философское и поэтическое творчество Вл. С. Соловьёва, возникла у него под воздействием западноевропейской мистики, изучения гностицизма и каббалы, а также личных мистических переживаний. Соловьёв отождествляет Софию то с сущностью абсолютного первоначала, бытие которой гипостазируется в личное и именуется душой, то с абсолютным началом в его проявлении, с реальной множественностью, взятой в аспекте её совершенного бытия, всеединства твари в Абсолюте. В трудах русских религиозных философов конца 19–20 вв. вселенская София понималась как совокупность творческих первообразов, или идей, как субъект универсального сознания (С. Н. Трубецкой), как неотделимая от Христа Божия мудрость и сила (Е. Н. Трубецкой), как всеединая душа, индивидуализирующаяся в личности Христа, Богоматери и человечества, представленного как единая «симфоническая» личность (Л. П. Карсавин), как София в Боге и тождественная ей по имени и по содержанию, но различная по способу бытия «софийная основа мира» (В. В. Зеньковский), как умопостигаемая осуществлённость Абсолюта (А. Ф. Лосев) и др.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Философы
Милль Джон Стюарт
Милль Джон Стю́арт (1806–1873), британский философ, экономист, публицист и общественный деятель; представитель классического либерализма, основоположник британского позитивизма. Милль стремился к созданию социальной философии, опирающейся на опытное знание и строгие научные методы и способствующей общественным реформам. Разрабатывал в качестве логики научного исследования и способа получения нового знания методы индукции, создающие основу для формулирования посылок дедуктивных выводов посредством различных силлогизмов. Разделяя в целом позитивистскую философию О. Конта, Милль не принимал его социально-политическое учение, усматривая в провозглашаемой им «религии человечества» «систему духовного деспотизма», игнорирующую начала человеческой свободы и индивидуальности. Главный экономический труд Милля «Основы политической экономии» стал сводным изложением классической политической экономии и одновременно теоретическим обоснованием программы умеренного реформизма.
Персоналии