#Философские концепцииФилософские концепцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские концепцииФилософские концепцииНайденa 221 статьяТерминыТермины «Познай самого себя»«Познай самого себя» (греч. γνῶθι σαυτόν, лат. nosce te ipsum). Одна из максим, начертанных, согласно Платону (Протагор. 343a–b) и Павсанию (Описание Эллады. X. 24, 2), «семью мудрецами» на древнем храме Аполлона в Дельфах. Подлинное авторство установить невозможно. Рассуждение о смысле максимы – популярный жанр у античных авторов. Компиляцию фрагментов на тему «познай себя» составил Иоанн Стобей (Антология. XXI).Философские школы, направления, движения Эпистемология добродетелейЭпистемоло́гия доброде́телей, направление в теории познания, представители которого определяют знание как истинное убеждение, полученное (или обоснованное) посредством интеллектуальных добродетелей. Эпистемология добродетелей рассматривает такие центральные эпистемологические категории, как «знание» и «обоснование», в качестве нормативных понятий.Научные теории, концепции, гипотезы, модели «Статуя Кондильяка»«Ста́туя Кондилья́ка», философский концепт, выступающий своего рода символом сенсуализма XVIII в. Мысленный эксперимент Э. Б. де Кондильяка для демонстрации условий формирования различных способностей человека и приобретения им всех своих знаний посредством ощущений, чувственного восприятия.Философские произведения «Демократия либеральная и социальная» (Тихомиров)«Демокра́тия либера́льная и социа́льная», сборник политико-философских статей Л. А. Тихомирова, объединённых тематикой критики демократии и парламентаризма через анализ их истоков и последствий их воплощения в политической практике. Составленный из трёх статей («Социальные миражи», «Панама и парламентаризм», «Коммунизм и партикуляризм»), сборник призван показать внутреннюю противоречивость и утопичность демократического принципа организации социального строя и его опасность для социальности как таковой. Показывая, что революционный радикализм социальной демократии – прямое следствие развития демократии либеральной, Тихомиров проводит мысль о том, что «излечение» общества возможно лишь в том случае, если человечество откажется от социальных миражей демократизма и снова встанет на религиозную (христианскую) почву.Термины ИшваравадаИшварава́да, в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем.Философские школы, направления, движения ЭмпиризмЭмпири́зм, позиция в теории познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знание, кажущееся внеопытным, рассматривается в эмпиризме либо как сложный продукт опыта, либо как совокупность аналитических утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логического эмпиризма), либо как бессмыслица.Термины Манас (в индийской философии)Ма́нас, внутреннее чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство индийских философских школ считает, что манас участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения.Афоризмы, устойчивые выражения Cogitor ergo sumCogitor ergo sum [с лат., буквально – мыслюсь (Богом), следовательно, существую]. Тезис Ф. К. фон Баадера, противопоставленный тезису Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum).Термины Научная парадигмаНау́чная паради́гма, в философии науки образец рациональной научной деятельности, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом; понятие получило распространение благодаря концепции науки Т. Куна. Содержание парадигмы зависит от характера научной дисциплины, степени её зрелости, структуры фундаментальной научной теории, разработанности математического аппарата, методологического оснащения, экспериментальной техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передаваемых от поколения к поколению учёных. Это содержание выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров научных направлений и школ, генерирующих основные идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методических руководствах, программах подготовки научных кадров.Термины Возможность и действительностьВозмо́жность и действи́тельность, соотносительные философские категории, характеризующие становление и развитие предмета или явления. Различают логическую возможность какой-либо вещи, характеризующую принципиальную возможность её существования, и реальную возможность, предполагающую наличие всех необходимых условий для её осуществления. 12345