Интеллект
Интелле́кт (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях).
В схоластике термин «интеллект» употреблялся для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувственного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции). В обратном значении эти термины были употреблены у И. Канта: интеллект (нем. Verstand – рассудок) – как способность образования понятий, а разум (нем. Vernunft) – как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Г. В. Ф. Гегеля в его концепции рассудка (интеллекта) и разума.
В психологии существуют два основных направления в изучении интеллекта: тестологическое (или психометрическое) и экспериментально-психологическое. В рамках тестологического подхода, имеющего более чем столетнюю историю, интеллект определяется через процедуру его измерения – тесты, с помощью которых выявляется некоторый набор умственных способностей, таких как способность раскрывать значения слов, выполнять операции с цифрами и фигурами, обнаруживать закономерности, запоминать информацию и т. д. На основе суммирования показателей выполнения этих заданий определяется коэффициент интеллекта (intelligence quotient, IQ).
Большинство тестологических теорий интеллекта основано на использовании статистических методов обработки данных, в частности корреляционного анализа и факторного анализа. Центральным для исследователей был вопрос о существовании и природе «общего фактора» интеллекта (general factor, фактор g), который обнаруживает себя в наличии связей между разными видами умственных способностей. С начала 20 в. складываются две противоположные трактовки природы интеллекта: первая связана с признанием существования «общего» интеллекта (Ч. Спирмен, Р. Кеттелл и др.), вторая – множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Тёрстоун, Дж. П. Гилфорд и др.). Согласно Спирмену, фактор g представлен в разной мере во всех видах интеллектуальной деятельности и сводится к индивидуальным различиям в уровне «умственной энергии». Кеттелл показал, что фактор g включает два типа интеллекта: сложившийся в результате обучения «кристаллизованный интеллект», характеризующий накопленные человеком знания и умения, и имеющий биологическую основу «текучий интеллект», характеризующий возможности центральной нервной системы и отвечающий за быструю и точную переработку информации.
В рамках экспериментально-психологического подхода существует множество различных взглядов на интеллект. С точки зрения гештальтпсихологии, интеллект – механизм переструктурирования образа проблемной ситуации в направлении к ясному, расчленённому, осмысленному ее представлению, в том числе путём мгновенной догадки (инсайта). По мнению Ж. Пиаже, интеллект – наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, основанная на последовательном формировании системы умственных действий. Высшая стадия развития интеллекта («рефлексивный интеллект»), появляющаяся в возрасте 12–15 лет, связана с формированием «формальных операций», лежащих в основе гипотетико-дедуктивных рассуждений, умения проверять истинность либо ложность суждений, сознательного контроля за ходом своей мысли. В культурно-исторической психологии интеллект рассматривается как результат социализации и продукт культуры, формирующийся под влиянием таких факторов, как употребление орудий (от счётных палочек до компьютера), овладение знаками (усвоение родного языка, разнообразных символических средств), включение в социальные взаимодействия. Развитие интеллекта связано с ростом обобщённости значений слов, постепенно приобретающих форму понятий. С точки зрения американских психологов Р. Глейзера и Дж. Кампьона, интеллект сводится к особенностям организации «базы знаний». Люди с хорошо организованной системой декларативных знаний (знаний о том, что) и процедурных знаний (знаний о том, как) лучше запоминают информацию и более эффективно решают задачи, имеют более высокий уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности. Объём, разнообразие, артикулированность «базы знаний» характеризует такое качество человека, как компетентность, которая рассматривается в качестве критерия развития интеллекта.
В других концепциях интеллект рассматривается как система мыслительных операций, таких как анализ, синтез и обобщение (С. Л. Рубинштейн); как система процессов переработки информации, причём «ментальная скорость» этой переработки выступает критерием уровня развития интеллекта (Х. Ю. Айзенк); как иерархическая система познавательных процессов разного уровня: восприятия, внимания, памяти, мышления (Б. Г. Ананьев, Б. М. Величковский); как механизм ментального самоуправления, отвечающий за структурирование своего окружения и избирательное отношение к происходящему (Р. Стернберг); как форма организации ментального опыта, в состав которого входят когнитивный, понятийный, метакогнитивный, интенциональный опыт: особенности строения ментального опыта определяют способы и свойства интеллектуальной деятельности индивида (как человек понимает происходящее, как перерабатывает информацию в тех или иных ситуациях, в какой мере выражены его познавательные склонности и т. п.) (М. А. Холодная). В последние годы сфера исследований интеллекта расширилась за счет описания разных видов интеллекта, таких как «эмоциональный интеллект», «социальный интеллект», «духовный интеллект», «интегральный интеллект».
Большинство исследователей отмечают, что природа и направленность интеллекта не может быть понята без учёта личностных качеств человека, его потребностей, эмоциональных состояний и т. п. С другой стороны, зрелость личности в значительной степени зависит от меры понимания человеком происходящего, связанной с уровнем развития интеллекта.