Маковский Владимир Егорович
Мако́вский Влади́мир Его́рович [26.1(7.2).1846, Москва – 21.2.1920, Петроград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском православном кладбище], российский живописец-передвижник, график, педагог, мастер жанровой живописи. Академик (1873), профессор (1892), действительный член (1893) и ректор (1895–1896) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1905). Крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 в.
Родился в семье, сыгравшей значимую роль в истории отечественной художественной культуры 19 – начала 20 вв. Дед Иван Борисович Маковский (предположительно 1779/1780 – 1828), происходивший из рода обрусевших поляков и служивший протоколистом в Дворянской опеке при московском губернском предводителе Д. А. Олсуфьеве, а затем секретарём в Звенигородском магистрате, интересовался архитектурой и увлекался коллекционированием эстампов и лубочных картин. Отец художника, Егор Иванович Маковский (1802–1886), – небогатый дворянин, живописец‑любитель – был членом Московского художественного общества, одним из основателей Училища живописи и ваяния. Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауэр) (1800–1893), – певица, дочь немецкого владельца фирмы музыкальных инструментов – была приглашена Н. Г. Рубинштейном преподавать в Московской консерватории, однако отказалась; давала частные уроки пения.
Детство. Период обучения
Семья Маковских жила в большом доме (не сохранился), принадлежавшем дворцовому ведомству, на набережной реки Москвы у Большого Каменного моста в районе Замоскворечья, откуда открывался вид на Московский Кремль. В доме Маковских часто устраивались домашние концерты, в которых принимали участие композитор и гитарист П. Ф. Белошеин, композиторы А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв и А. Е. Варламов. Близкими друзьями семьи Маковских были живописец К. П. Брюллов, архитектор и акварелист А. П. Брюллов, живописцы Сильвестр Ф. Щедрин, В. А. Тропинин, К. И. Рабус, О. А. Кипренский, С. К. Зарянко, скульпторы Н. А. Рамазанов, П. А. Ставассер и И. П. Витали. В гостях бывали писатели Н. В. Гоголь и А. Н. Островский, актёры В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, В. В. Самойлов, композитор М. И. Глинка.
Маковский получил основательное домашнее образование. Почти всю жизнь его отец, Е. И. Маковский, собирал коллекцию произведений искусства, считавшуюся одной из лучших в России. Она включала более 3 тыс. работ, в том числе произведения русской, немецкой, французской, английской, итальянской, голландской и фламандской школ – гравюры с произведений Рафаэля и Рубенса, гравюры Рембрандта, картины П. Брейгеля Старшего, Д. Тенирса Младшего, М. Хоббемы, а также рисунки и картины В. А. Тропинина, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, М. Н. Воробьёва, П. А. Федотова, П. Ф. Соколова, П. В. Басина, Семёна Ф. Щедрина, Сильвестра Ф. Щедрина. Беседы об искусстве, посещение мастерских, копирование европейских образцов стали первой школой для детей Е. И. Маковского. Из пятерых четверо [трое сыновей – Константин (1839–1915), Николай (1841–1886), Владимир (1846–1920) – и дочь Александра (1837–1915)] впоследствии стали художниками, а ещё одна дочь, Мария (1836–1886), – певицей.
В. Е. Маковский начал рисовать в 5–6 лет. Первые уроки изобразительного искусства брал у В. А. Тропинина. В 1858 г. поступил в Училище живописи и ваяния (с 1866 Московское училище живописи, ваяния и зодчества, МУЖВЗ). На творческий метод художника во время обучения существенно повлияли мастер исторической живописи Е. С. Сорокин, художник-жанрист В. В. Пукирев, портретисты С. К. Зарянко и П. А. Десятов. В МУЖВЗ в это время также преподавали портретист А. Н. Мокрицкий, исторический живописец Е. Я. Васильев, пейзажист А. К. Саврасов и др. Застал Маковский в училище и В. Г. Перова, получившего в те годы невероятную известность благодаря своим картинам «Приезд станового на следствие» (1857, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) и «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ). В процессе обучения Маковский позаимствовал у Перова отдельные темы, образы, сюжеты, способы построения композиции, особенности художественной манеры. Критик В. В. Стасов, увидев произведения Маковского на 7-й передвижной выставке в 1879 г., назвал художника «Перовым № 2» (Стасов В. В. Художественные выставки 1879 года // Стасов В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Москва, 1952. Т. 2. С. 16), а позже говорил о Маковском как «о достойнейшем товарище, наследнике и продолжателе Перова» (Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства» (1883) // Стасов В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. В 3 т. Т. 2. Москва, 1952. С. 461).
Одна из первых картин Маковского, «Мальчик, продающий квас» («Квасник»; 1861, ГТГ), написана под руководством отца. Активный «диалог» героя картины со зрителем, лёгкий поворот фигуры, композиция со столом и кувшином на переднем плане, тёмный фон позволяют сравнить произведение с работами утрехтских караваджистов. В этой ранней ученической работе также заметно влияние В. А. Тропинина.
В 1863 г. Маковский получил свою первую награду – малую серебряную медаль Императорской Академии художеств (ИАХ) за рисунок группы натурщиков (по уставу, МУЖВЗ не имело права присуждать своим ученикам серебряные медали и звание художника, поэтому работы лучших учеников отправляли в ИАХ). В 1866 г. за картину «Литературное чтение» (1866, ГТГ) Маковский был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени. Здесь он внимательно воспроизвёл интерьер отцовской гостиной; лица персонажей, объединённых чтением, портретны. В записной книжке коллекционера И. Е. Цветкова, последнего владельца этой картины до её поступления в ГТГ (см. Цветковская галерея), сообщается о том, что художнику позировали отец и близкие друзья семьи: будущая жена художника Анна Петровна Герасимова (1848–1898), дочь архитектора Н. И. Чичагова – Е. Н. Чичагова (в замужестве Дюмулен), архитектор М. Д. Быковский и др.
В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (1869, частное собрание) Маковский получил золотую медаль ИАХ «В воспоминание признательной Лебрен» (см. Э. Виже-Лебрен) «за экспрессию» и звание классного художника 1-й степени. Сюжет работы был навеян рассказом И. С. Тургенева «Бежин луг» (1851).
В апреле 1868 г. Маковский обвенчался с А. П. Герасимовой, дочерью архитектора Московской дворцовой конторы П. А. Герасимова (1812–1869/1870). С рождением первого ребёнка, Александра (1869–1924), у художника появился интерес к детской тематике: «Игра в бабки» (1870, ГТГ), «Пастушок со стадом» (1873, частное собрание), «Пастушки» (1876, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск). Картину «Игра в бабки» с изображением крестьянских детей купил для своей галереи П. М. Третьяков.
Художник был частым гостем «Артистического кружка» (1865–1883; см. в статье Москва. Театральное искусство), который сыграл значительную роль в развитии московской театральной жизни; на его собраниях бывали также крупные деятели культуры – актёры, писатели, композиторы, в том числе П. М. Садовский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский. В этот период Маковский активно работал над жанровыми сценками, напоминающими эпизоды драматического спектакля или водевиля: «В приёмной у доктора» (1870, ГТГ), «Мухолов» (1871, частное собрание), «Посещение бедных» (1874, ГТГ), «Друзья-приятели» (1878, ГТГ) и др. Нарочитое удаление фигур от переднего плана и организация действия в центре второго плана сближают композицию этих картин с театральной сценой. Интерьерное пространство неглубоко, а персонажи выстроены фризообразно и редко перекрывают друг друга – так, чтобы зрителю были видны действия, жесты, эмоции каждого из них.
В 1870 г. за работу «В приёмной у доктора» художник получил 1-ю премию Московского общества любителей художеств. В. В. Стасов считал это произведение одной из «примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы» (Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. Москва, 1937. С. 179).
Семья Маковского нуждалась в дополнительных источниках дохода, и в 1871 г. художник вместе с И. М. Прянишниковым принял участие в оформлении русской православной церкви Святителя Николая в Праге. Впоследствии Маковский часто обращался к религиозной живописи, что, однако, являлось скорее источником заработка, чем решением творческих задач. Мастер также принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1870-е гг.), создавал фрески и иконостас для церкви Христа Спасителя в Борках Харьковской губернии (1893), иконы для Казанского собора в Оренбурге (1893) и Преображенского собора в Сумах (1890-е гг.).
В 1871–1872 гг. художник вместе с московским коллекционером А. А. Борисовским совершил поездку в Берлин, Вену, Дрезден, Париж и Лондон, где посещал галереи, музеи и салоны. Современник, художник-пейзажист А. А. Киселёв, отмечал, что особое влияние на творческий метод Маковского оказали английская (У. Хогарт, Д. Уилки, У. Малреди, Т. Уэбстер) и немецкая (Л. Кнаус, Б. Вотье) школы (Киселёв. 1893).
Товарищество передвижных художественных выставок
В ноябре 1872 г. Маковский был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), а в январе 1874 г. – в члены его правления. С самого начала он был одним из наиболее активных участников товарищества; особое значение придавал воспитательной функции передвижных выставок. В письме И. Н. Крамскому он писал: «Мне кажется, что, если продолжить выставку в Петербурге на одну или две лишних недели в ущерб Москве и специально для того, чтобы побольше собрать денег, этим самым мы отдаляемся от своей главной нравственной задачи» (цит. по: Съедин. 1949. С. 9).
Маковский был уверен, что работа с обнажённой женской моделью необходима в качественном художественном образовании, и считал одним из недостатков ТПХВ недопущение на выставки обнажённой женской натуры (считалось, что подобные картины негативно влияют на общество). Натюрморты, хотя и экспонировались на выставках ТПХВ, не считались серьёзным художественным произведением; пейзажи ценились высоко, но от автора требовалось передать непосредственное впечатление от природы. Портрет считался высоким жанром, но на первом месте всё же стояли картины идейные, которые кроме художественных достоинств имели высокое воспитательное влияние на общество.
Маковский участвовал практически во всех выставках ТПХВ. За 46 лет творческой деятельности (1872–1918) в качестве постоянного экспонента художник представил на передвижных выставках более 550 произведений.
В 1871 г. по заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Маковский вместе с Г. Г. Мясоедовым, И. М. Прянишниковым, П. А. Нисевиным и В. О. Шервудом работал над «Севастопольским альбомом» (1872), посвящённым Крымской войне 1853–1856 гг. и героической Севастопольской обороне 1854–1855 гг. Художникам предоставили в качестве материалов для работы книги, гравюры и фотографии, а как консультантов привлекли участников обороны Севастополя; важную роль при создании альбома сыграли «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Картины из этой серии (в их числе «Матрос Пётр Кошка в разведке», «Игры севастопольских детей», «Смертельное ранение адмирала П. С. Нахимова»), исполненные маслом по картону, были представлены в 1872 г. на Политехнической выставке в Москве, приуроченной к 200-летию со дня рождения императора Петра I.
В 1873 г. за картину «Любители соловьёв» (1872–1873, ГТГ) Маковский получил 1-ю премию Общества поощрения художников и был удостоен звания академика ИАХ «за отличные познания в живописи народных сцен» (Нестерова. 2019. С. 52). Ф. М. Достоевский, впервые увидев это произведение на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., писал о картине: «…и если есть нам чем-нибудь погордиться и что-нибудь показать, то, уж конечно, из нашего жанра <…> ...в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще» (Достоевский Ф. М. Дневники писателя. Москва, 2013. С. 70–71).
На ежегодных выставках ТПХВ Маковский обычно представлял несколько крупных произведений и от 5 до 45 эскизов. Эти произведения, созданные для рассмотрения с близкого расстояния, представляли запоминающиеся жанровые сцены из жизни и потому были понятны широкому кругу зрителей. Сначала произведения художника покупали разночинная интеллигенция, чиновники, купцы. В 1880-х гг. передвижные выставки стали посещать высокопоставленные лица, в том числе аристократия и члены императорской фамилии. В 1887 г. при посещении 15-й передвижной выставки император Александр III и императрица Мария Фёдоровна купили картины Маковского «Мальчик-рыболов» и «Сборщики на церковь», а в 1890 г. на 18-й передвижной выставке они приобрели его полотно «Охотники на отдыхе». В собрание П. М. Третьякова при жизни коллекционера поступило 42 живописных и 6 графических работ. Картинами живописца также владели крупные собиратели С. И. Мамонтов, М. П. Рябушинский (из рода Рябушинских), М. П. Боткин, П. И. Харитоненко, С. Н. Голяшкин, И. Е. Цветков и К. Т. Солдатёнков. «Профессор Владимир Маковский и академик Похитонов – самые "дорогие" из наших художников. Небольшие вещицы первого и совсем крохотные вещицы второго – покупаются и расходятся по весьма высокой цене», – сообщала газета «Биржевые ведомости» (Искусство и художники. Владимир Маковский и Богданов-Бельский // Биржевые ведомости. 1917. № 16063).
Социальная тематика
В 1870-х гг. тематика жанровых произведений Маковского стала более разнообразной. Он создал полотна, отразившие актуальные социальные проблемы: «Ожидание у острога» (1875, ГТГ), «Осуждённый» (1879, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «Вечеринка» (1875–1897; все три – ГТГ). Хотя эти картины Маковского не являются прямыми иллюстрациями конкретных событий, поводом для их создания послужили: судебная реформа императора Александра II, включавшая введение гласного суда присяжных (1864); дело «червонных валетов» (1871–1877); публичные судебные «процесс 193-х» в Санкт-Петербурге (1877–1878) и «процесс 50-ти» в Москве (1877), когда участники народнического движения были осуждены за революционную пропаганду в деревне. Маковский, как и многие другие художники-передвижники, не мог не откликнуться на явления современной общественной жизни. Изображая повседневные сцены социальной несправедливости, Маковский не выражал критики и не предлагал варианты решения проблем, а стремился донести насущные вопросы до представителей интеллигенции, среднего и высшего слоёв общества. Сюжеты многих произведений были заимствованы художником из газет, журнальной хроники, из воспоминаний очевидцев. Маковский изображал вместе представителей разных социальных групп, людей разного пола и возраста, подмечая острохарактерные черты героев, их привычки и приближаясь в этом к художнику П. А. Федотову. В многофигурных композициях «Крах банка» (1881, ГТГ), «Свидетели» (1884, ГРМ) Маковского интересовало изучение темпераментов, характеров, эмоций. Художник мастерски передал разнообразные психологические реакции на происходящее. Сложные ракурсы (изображения со спины, в профиль, анфас, в три четверти), многофигурная и многоплановая композиция, разделённая на «пространственно‑временные фазы» с волнообразным характером ритма и на регистры движения, вовлекают зрителя в пространство полотна.
Портреты
Начиная с 1880-х гг. как самостоятельный жанр Маковского чаще привлекал портрет. Художник писал портреты своего отца (1880, ГТГ), жены (1880, частное собрание), художников И. М. Прянишникова (1883, ГТГ), А. И. Стрелковского (1889, ГТГ), Е. С. Сорокина (1891, ГТГ), С. А. Коровина (1892, Национальный музей, Варшава), историка и коллекционера Д. А. Ровинского (1894, ГТГ), собирателя произведений искусства И. Е. Цветкова (1890, ГТГ; 1905, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева; 1907, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров; 1912–1913, ГТГ) и др. Эти портреты скромны по цветовой гамме, но точны в психологических характеристиках. В отличие от своего старшего брата Константина, В. Е. Маковский нечасто занимался заказными портретами, хотя не раз исполнял парадные портреты царствующих особ («Портрет императрицы Марии Фёдоровны», 1912, ГРМ). Его больше привлекала возможность запечатлеть образы близких людей – членов своей семьи, друзей, художников, коллекционеров. В этих произведениях проявилась наблюдательность художника, его умение подмечать характерные черты модели. Параллельно Маковский вёл работу над портретами‑типами: «Стряпчий» (1889, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, далее – НХМ РБ), «Голова старика» (1890, ГРМ), «Помешали. Скряга» (1891, частное собрание).
Пейзажи и крестьянские мотивы. Пленэр
У Маковского возник интерес к пейзажу, в его творчестве появились сельские, крестьянские мотивы. В 1880-х – 1890-х гг. живописец много путешествовал по Российской империи: гостил в Малороссии, Крыму, Орловской, Полтавской и Черниговской губерниях. Эти поездки обогащали натурные наблюдения художника, рождали новые замыслы. Для художника стали привлекательны этнографические особенности типажа, массовые народные сцены, декоративная красочность национальной одежды. Им созданы картины «Малороссиянка у плетня» (1882), «Деревенская ярмарка» (1882), «Девичник» (1885), «Ярмарка в Малороссии» (1885), «Хоровод» (1890, все – частные собрания) и др.
Маковский начал работать на пленэре. Отдельное место в творчестве мастера занимает «Волжский цикл» (1890‑е гг.) – серия этюдов, изображающих народные типы – чернорабочих, бурлаков, босяков. Работы написаны чистыми, звучными красками. Солнечный свет освещает загорелые лица персонажей, их цветную одежду, светлую зелень травы. Эскизная манера позволяет предположить, что произведения исполнены с натуры. Появлению нового социального типа в творчестве Маковского предшествовало создание В. В. Верещагиным, И. Е. Репиным, Ф. А. Васильевым, А. К. Саврасовым картин, посвящённых труду бурлаков.
Иллюстрации
Помимо работы над картинами, рисунками, эскизами художник иллюстрировал произведения А. С. Пушкина (Сочинения А. С. Пушкина. Издание для школ. С рисунками академика В. Е. Маковского. Москва : Издание Ф. И. Анского, 1882; Евгений Онегин: роман в стихах А. С. Пушкина / под ред. и с примеч. П. А. Ефремова; с 4 рисунками, исполн. В. Е. Маковским. Москва : Издание Ф. И. Анского, 1882), Н. В. Гоголя (Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. В 4 вып. Москва : Издательство А. Н. Голяшкина, 1874–1876), И. С. Тургенева (Рассказы для детей И. С. Тургенева и графа Л. Н. Толстого. С картинками академиков В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Москва, 1883), Л. Н. Толстого («Русским матерям»: сборник рассказов и стихотворений о матерях и детях / сост. И. Горбунов-Посадов. Москва, 1892; Помощь голодающим. Научно-литературный сборник. С приложением фототипий и цинкографий. Москва, 1892), выполнял иллюстрации для журналов («Пчела», «Всемирная иллюстрация», оба – 1870-е гг.; «Захолустье», 1889), расписывал плафоны («Евангелист Матфей», 1891; «Нагорная проповедь», 1891, оба – Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого), вазы и другие предметы декоративно-прикладного искусства (веер, 1907, частное собрание).
Петербургский период
В 1892 г. Маковский получил звание профессора ИАХ, а в 1894 г. переехал в Санкт-Петербург: художнику предложили возглавить класс жанровой живописи и создать собственную мастерскую в ИАХ. В 1894 г. мастер назначен исполняющим обязанности ректора ИАХ, а в 1895–1896 гг. был ректором ИАХ, но попросил освобождения от должности «по домашним обстоятельствам» (Нестерова. 2019. С. 185); позднее этот факт «Петроградская газета» комментировала так: «...когда профессору В. Е. Маковскому предложили быть ректором Академии художеств, он ответил: "Нет, я предпочитаю писать картины..."» (Петроградская газета. 1917. 12 февраля. № 42. С. 3). При этом Маковский руководил своей мастерской в ИАХ (АХ) до 1918 г.
Несмотря на то что художник создал большое количество произведений на социально‑демократические темы, он также писал работы по заказу царственных особ. В 1896 г. художник был приглашён в Москву для исполнения альбома, посвящённого коронации Николая II. Портреты императора и императрицы Александры Фёдоровны, панорама праздника вошли в оригинальный коронационный альбом (1897, ГРМ), однако катастрофа, произошедшая 18(30) мая 1896 г. на Ходынском поле (см. «Ходынка»), дала Маковскому новый материал для осмысления. Живописец присутствовал при поиске тел погибших, привозе раненых в больницы. Последствия давки, в которой погибли, по официальным данным, 1389 человек, художник изобразил в монументальной картине «На Ваганьковском кладбище» («Похороны жертв Ходынки»; 1896–1901, Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург, далее – ГМПИР). В 1901 г. эту картину сняли с 29-й выставки передвижников по цензурным соображениям, а её название вырезали из каталога. От московского генерал-губернатора – великого князя Сергея Александровича – Маковскому передали записку: «Картине ещё не время, она является солью, посыпанной на свежую рану» (Минченков. 2016. С. 75). Немногим позднее Маковский написал также несколько произведений на актуальные политические темы: «Допрос революционерки» (1904, частное собрание) и «9 января 1905 г. на Васильевском острове» (1905–1907, ГМПИР).
В 1902 г. организовал большую совместную выставку с пейзажистом Е. Е. Волковым в залах ИАХ, приуроченную к юбилеям художественной деятельности обоих мастеров.
На рубеже веков Маковский много путешествовал по Финляндии (1898–1900), где исполнил работы «Рыбак. Финляндия» (1899, ГТГ) и «В лодке на озере» (1899, ГРМ), изображающие спокойный, как будто застывший пейзаж, передающие атмосферу умиротворения. В 1900-х гг. часто проводил время на даче в местечке Струги Белые на берегу Щирского озера у Крукшиной губы (ныне Псковская область), где устроил летнюю мастерскую.
Весной 1909 г. совершил путешествие во Францию, спутницей в котором стала его вторая супруга, Ольга Андреевна Криштофович (1866–1924; в браке с 1900), бывшая ученица ИАХ. В интервью журналу «Огонёк» художник рассказывал: «В Париже изо дня в день на протяжении шести недель ходил я в салоны. Я, как юноша, как молодой академист, – впрочем, к сожалению, наши академисты этого не делают, – изучил одну залу за другой, подолгу останавливаясь перед всякой мало-мальски значительной картиной» (Маковский. 1909. С. 9). Во Франции внимание художника привлекли летние кафе, рестораны, бурная жизнь Парижа («Народное гуляние в день взятия Бастилии», 1909, частное собрание), солнечные пляжи Трувиля («На пляже», 1909, ГРМ), пейзажи Нормандии («Нормандия», 1909), отдельные образы-типы («Париж. Нищенка», 1909–1914; обе работы – Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург). Во многих созданных во Франции работах Маковского объём стал изменчивым, тяготея к плоскости, силуэту, пятну, постепенно теряя материальность; однако импрессионизм привлёк внимание художника только в конце 1900-х гг., другие современные течения (постимпрессионизм, абстракционизм, экспрессионизм и др.) его практически не интересовали.
Художник продолжил использовать импрессионистическую технику и по возвращении на родину: «Слушают граммофон» (1910, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, г. Краснодар), «Портрет офтальмолога Л. Л. Гиршмана» (1913), «Раздумье» (1913; обе – частные собрания), «В гостях у скрипичного мастера» (1916, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов), «Просительница» (1917, Музей-квартира И. И. Бродского).
В это же время мастер продолжал создавать жанровые работы; жизнеподобие через театрализованность стало творческим кредо художника. Маковский чаще других русских художников 2-й половины 19 в. изображал диалоги, речевую мимику. Сцена разговора позволяла мастеру выявить особенности поведения людей, их темперамент, тип мышления. Ещё одним важным средством для усиления выразительности персонажей стали антитеза и сравнение: «Оптимист и пессимист» (1893, НХМ РБ), «Беседа. Материалист‑практик и идеалист-теоретик» (1900, НХМ РБ), «Интервью» (1903, частное собрание), «Не припомню» (1913, Мемориальный музей Н. А. Ярошенко, Кисловодск).
В период творческого расцвета Маковский как художник был широко известен и востребован. Однако противостояние разных эстетических установок, развернувшееся на рубеже 19–20 вв., оказало большое влияние на изменение оценки его произведений и привело к снижению их популярности. Художник отказывался следовать новым веяниям в искусстве; он отстаивал передвижнические принципы и активно выступал против академического, салонного искусства, против творчества объединения «Мир искусства», а с особой резкостью – против авангардных течений начала 20 в. (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм и др.). Любую, даже «самую легкую стилизацию Маковский отождествлял с воинствующим в то время футуризмом», – писал современник, живописец и график И. И. Мозалевский (Нестерова. 2019. С. 188). Маковский не скрывал консервативности своих творческих предпочтений. Его приверженность художественным принципам середины 19 в. проявлялась в том числе в недопущении на выставки ТПХВ работ молодых художников, представлявших новое искусство. Мозалевский вспоминал, что, когда члены жюри выставки – И. Е. Репин, В. В. Матэ, Д. Н. Кардовский и другие – проголосовали в пользу его рисунка, Маковский как председатель настоял на отказе в экспонировании, заявив, что пока он остаётся в ИАХ, он не допустит, что хотя бы один «футурист» выставил свои работы в стенах ИАХ (Рукопись воспоминаний художника Мозалевского Ивана Ивановича // Отдел рукописей ГРМ. Ф. 100. Ед. хр. 139. Л. 59). Конфликт «отцов и детей» также убедительно иллюстрирует категорическое неприятие Маковским произведений В. А. Серова, К. А. Коровина и И. И. Левитана.
В свою очередь, для влиятельных публицистов и деятелей объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа и С. П. Дягилева творчество Маковского также было неприемлемым с эстетической точки зрения. Специфику этой полемики ёмко описал критик В. В. Стасов: «Он очень неугоден нашим "декадентам" – а это, конечно, одно из лучших доказательств, что он правдив и превосходно изображает истинную жизнь...» (Стасов В. В. Искусство XIX века (1901) // Стасов В. В. Избранные сочинения. Москва, 1952. Т. 3. С. 661).
Первая мировая война и советский период
После Февральской революции 1917 г. Маковскому предложили возглавить Академию художеств и провести её реформу, однако этим планам помешала Октябрьская революция.
Ещё в период Первой мировой войны в творчестве Маковского появились новые герои, темы, сюжеты, образы. Он создал работы «Последние известия с войны» (1915, НХМ РБ), «Генерал» (1917, частное собрание), «Большевики. Сторожевой пост» (1919, ГТГ), «Агитатор» (1919, частное собрание). Художник оставался верен жанровой живописи, поэтому трагизм происходящих событий остался вне поля его зрения. Например, в картине «Последние известия с войны» изображён горожанин, отмечающий линию фронта на географической карте согласно информации, почерпнутой им из газеты.
Художник начал писать работы, которые предполагали несколько трактовок. Так, в картине «Последняя ступенька» (предположительно 1914, частное собрание; существует и одноимённый акварельный рисунок на этот сюжет, хранится также в частном собрании) внимание художника сосредоточено на образе старого сановника, который с невероятным трудом спускается по парадной лестнице. Название произведения обозначает приближающиеся конец жизненного пути главного героя и завершение прежней эпохи. В работе «Новое время» (1919, Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина) двое стариков – муж и жена – переводят стрелку настенных часов с маятником: «новое время» подразумевает политическую нестабильность, которой противопоставлен домашний уклад.
В последние годы жизни, в советское время, художник оставался членом ТПХВ и продолжал вести активную творческую работу – писал картины, создавал офорты и рисунки. Среди привычных для Маковского образов – «Старушка-богомолка» (1918, частное собрание), «Дегустатор табака» (1918, ГТГ), «Съезд зодчих. Город угощает» (1918), «Уличные музыканты» (1919), «Старики» (1919), «Игра в солдатики» (1892–1919, все – частные собрания) и др. Последний раз Маковский выставлялся на 46-й передвижной выставке в Петрограде в 1917–1918 гг., где представил 23 произведения.
Преподавание. Награды
В 1882–1894 гг. Маковский преподавал в МУЖВЗ. Занимал пост ректора ИАХ в 1894–1896 гг., руководил мастерской в ИАХ (АХ) до 1918 г. включительно. Учениками Маковского в разное время были А. С. Степанов, А. Е. Архипов, С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, Н. П. Богданов‑Бельский, Л. В. Попов, В. А. Кузнецов, Е. М. Чепцов, В. Н. Кучумов, К. П. Пынеев, И. С. Казаков, Г. К. Савицкий.
Художник участвовал во Всемирных выставках (Вена, 1873; Париж, 1878; Чикаго, 1893) и в Международных: в Лондоне (1872), Антверпене (1885, высшая почётная награда), Берлине (1886, 1896), Мюнхене (1895, 1897; в 1909 – медаль 2-го класса), Копенгагене (1897), Риме (1911) и др.
Награждён орденами Святого Владимира (4-й степени, 1897; 3-й степени, 1900), Святой Анны (3-й степени, 1883; 1-й степени, 1915), Святого Станислава (2-й степени, 1895; 1-й степени, 1908). Кавалер ордена Почётного легиона (1902).
Старший сын В. Е. Маковского, Александр Владимирович Маковский (1869–1924), – художник, член ТПХВ (1902), академик (1911) и профессор (1913) ИАХ. Младший сын Константин Владимирович Маковский (1871–1926) – архитектор, работал в канцелярии обер-прокурора Синода, в 1914 г. стал одним из архитекторов Исаакиевского собора. Племянник художника, Сергей Константинович Маковский (1877–1962), – поэт, художественный критик, организатор художественных выставок.
Восприятие творчества
Современники называли В. Е. Маковского «русским Мейссонье» (Петербургские выставки // Художественные новости. 1883. Т. 1, № 6. С. 200) и «Кнаусом передвижников» (Художественный хроникёр. 1887. № 10. С. 91), сравнивали произведения В. Е. Маковского с картинами П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Творчество Маковского высоко ценили многие современники: писатели Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. Н. Брешко-Брешковский, Н. К. Михайловский, И. И. Ясинский, композиторы П. И. Чайковский и С. И. Танеев, художественные критики В. В. Стасов, Ф. И. Булгаков, С. К. Маковский, коллекционеры П. М. Третьяков и И. Е. Цветков, скульптор М. М. Антокольский, художники И. Н. Крамской, А. А. Киселёв, Ю. Ю. Клевер, В. Д. Поленов, Я. Д. Минченков, П. П. Чистяков и др. «Самая же его великая сила лежит в бытовых картинах. <…> Смело можно сказать, что в Европе такого художника нет», – писал один из учредителей и идеологов ТПХВ И. Н. Крамской в письме А. С. Суворину в 1885 г. (Крамской. 1966. С. 174).
Современники рассматривали Маковского как одного из ведущих художников-передвижников, талантливейшего жанриста. Периодическая пресса ценила его мастерство рассказчика, обращала внимание на незлобивый юмор, умение «схватить» смешную сторону человека; отмечала наблюдательность, типы, выхваченные прямо из жизни, оригинальность, правдивость и меткость. В то же время критики замечали, что мастер часто повторяется, «бродит вокруг да около» [Житель (псевдоним А.А. Дьякова). XV Передвижная выставка // Новое время. 1887. 1 (13 марта). № 3952. С. 2]. В числе недостатков технического исполнения современники отмечали «невыдержанность» (Десятая передвижная выставка картин // Новое время. 1882. № 2185.1), «слишком лёгкое отношение художника к его произведению» (XII-я передвижная выставка // Художественные новости. 1884 г. Т. 2, № 6. Стб. 138).
Творчество Маковского ценила и зарубежная пресса. Британская газета The Daily Telegraph восхищалась картинами «Партия в карты» (1886, частное собрание) и «Мать и дочь» (1886, ГТГ) (Стасов В. В. Две передвижные выставки в Одессе // Стасов В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения. В 6 ч. Москва, 2017. Ч. 5. С. 53), а британский журнал Athenaeum, по свидетельству того же Стасова, по итогам Всемирной выставки в Париже 1878 г. писал, что произведения Маковского «прелестны по своему национальному типу» и «художественности исполнения» (Стасов В. В. Наши итоги на всемирной выставке // Стасов В. В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. В 3 т. Москва, 1952. Т. 1. С. 344). В каталоге Всемирной выставки, проходившей в Чикаго (1893), автор текста У. Уолтон назвал В. Е. Маковского «наиболее выдающимся, разнообразным и плодовитым художником в своей стране» (Walton. 1893. P. 63).
Основу для формально-стилистического и историко-культурного анализа произведений Маковского заложил В. В. Стасов. В его статьях упоминаются более 50 произведений мастера. Он первым обратил внимание на эволюцию творческого метода художника – постепенный переход от тёмных по колориту, камерных произведений к пленэрной живописи. Однако Стасов обращал внимание зрителя не на манеру исполнения, а на содержание произведений Маковского, рассматривая их как примеры образного понимания идей.
«Блестящий знаток гравюры и офорта, Маковский открыл мне глаза на приёмы техники живописной гравюры. Он прежде всего научил пониманию всего комплекса средств живописного произведения и специфики мазка», – писал гравёр И. Н. Павлов в 1940 г. (Павлов. 1940. С. 152). Мастер социалистического реализма, директор Третьяковской галереи (1951–1954) Б. В. Иогансон высоко ценил творчество Маковского и следовал отдельным его художественным принципам: «Я полюбил творчество В. Е. Маковского, с моего первого посещения Третьяковской галереи» (Иогансон. 1952. С. 93).
Художественное наследие В. Е. Маковского составляет более 1,5 тыс. произведений, в том числе около 550 картин маслом на холсте или дереве.