Офорт
Офо́рт (от франц. eau-forte, буквально – крепкая вода; азотная кислота), вид гравюры на металле. В технике офорта химический процесс травления дополняет механический способ обработки доски гравировальными инструментами. Гладкую металлическую доску (чаще всего медную, также цинковую), тщательно отполировав, покрывают слоем кислотоупорного грунта («лака»), в состав которого входят асфальт, воск и мастика. На этот слой наносится рисунок при помощи специальных гравировальных игл. Линии-штрихи процарапываются таким образом, чтобы обнажить поверхность доски. Затем доска подвергается травлению кислотой, которая проедает металл лишь в тех местах, где лак был счищен (процарапан). По окончании этого процесса доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта. В результате получается доска с рисунком, линии которого углублены в поверхность металла благодаря травлению. На доску наносится типографская краска, которая забивается в линии рисунка, а с остальной поверхности удаляется при помощи тампона-губки; после этого доска готова к печати. В зависимости от плотности металла можно получить от 800 до 1500 оттисков с одной доски; медные доски изнашиваются быстрее из-за мягкости металла.
По всей видимости, первыми применять офорт стали немецкие художники Д. Хопфер, Х. Бургкмайр, швейцарский мастер У. Граф Старший. Одним из первых мастеров, экспериментировавших с техникой офорта, был А. Дюрер, создавший 6 офортов. В 16 в. технику офорта использовали в Нидерландах (Лука Лейденский) и в Италии (Ф. Пармиджанино). Французские художники обратились к офорту под влиянием итальянских мастеров, работавших при дворе короля Франциска I в Фонтенбло, но до начала 17 в. их опыты носили полулюбительский характер из-за отсутствия хороших печатных прессов, необходимых для гравюры на металле. Периодом подлинного расцвета офорта стал 17 в.
Начиная с 17 в. применялся метод многоступенчатого травления, развитый Ж. Калло, при котором разные участки композиции травились в разное время и порой многократно. После первого травления закрывались те участки, которые должны были получиться при печати наиболее светлыми, награвированными тонкими штрихами, и доска снова обрабатывалась кислотой. В итоге оставшиеся незакрытыми линии делались более глубокими и широкими, и в оттисках они получались более яркими и тёмными. Мастера могли применять процесс повторного травления многократно, добиваясь нужной градации пространственных планов композиции за счёт варьирования толщины штрихов. Нередко готовые доски, с которых было сделано определённое количество оттисков, поновлялись (если доска стиралась в процессе печати) или дорабатывались мастерами. В связи с этим исследователи различают «состояния» доски – изменения, которые мастера вносили в композицию в процессе работы над ней. Наиболее ценятся оттиски первых состояний, сделанные с ещё не изношенной доски. В отличие от трудоёмкой техники ксилографии или резцовой гравюры офорт предлагает более простой метод гравирования, открывающий путь спонтанному творческому процессу, подобному рисованию на бумаге. Он позволяет передавать мельчайшие детали и вести линию легко и произвольно.
Очевидно, именно за эти качества офорт высоко ценили европейские гравёры 17 в.: Ж. Калло, Рембрандт, Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем, А. ван Дейк, Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, Х. де Рибера, Г. де Сент-Обен. В 18 в. в этой технике работали Дж. Б. Пиранези, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж.-О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. На рубеже 18–19 вв. Ф. Гойя намечает новые пути в развитии офорта. В 19 – начале 20 вв. в технике офорта плодотворно работали Ж.-Ф. Милле, К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи, Э. Мане, К. Писсарро, Т. Стейнлен во Франции, А. фон Менцель, Л. Коринт, К. Кольвиц в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Йонгкинд в Голландии, Дж. Уистлер в США, Ф. Брэнгвин в Великобритании. В 20 в. к технике офорта обращались О. Ренуар, О. Роден, Г. Фогелер, М. Клингер, Дж. Энсор, П. Пикассо, А. Матисс, Дж. Моранди и др. В России самые ранние офорты создал С. Ф. Ушаков, в дальнейшем в этой технике работали Ф. А. Бруни, Г. С. Верейский, Н. Н. Ге, М. Г. Дерегус, Г. Ф. Захаров, О. А. Кипренский, А. И. Кравченко, В. Н. Масютин, В. В. Матэ, Д. И. Митрохин, И. И. Нивинский, В. А. Серов, В. Д. Фалилеев, И. А. Фомин, М. З. Шагал, И. И. Шишкин и др.
Помимо собственно офорта, существуют разновидности этой тонкой и деликатной техники, возникшие во Франции в 18 в., также основанные на процессе травления металлической доски кислотой и часто используемые в сочетании с офортом. Прежде всего это акватинта, которая даёт возможность имитировать в гравюре фактуру акварельного рисунка (отсюда и её название) или рисунка пером с размывкой кистью. При этом основные линии, контуры композиции, как правило, бывают выполнены с помощью офорта. В технике лависа (от франц. lavis – растушёвка, рисование водяной краской) мастер рисует прямо на доске кислотой. Гравюры, выполненные в этой технике, напоминают рисунок пером с размывкой кистью. Карандашная манера возникла в связи с большим спросом на оригинальные рисунки таких мастеров, как А. Ватто, Ф. Буше и др. Суть этой техники заключается в том, что на доску, покрытую офортным грунтом, наносится рисунок при помощи т. н. рулетки – инструмента в виде небольшого, свободно вращающегося цилиндра на ручке, покрытого острыми зубцами. Им проходились основные элементы композиции, складывавшиеся из множества проделанных в грунте точек-дырок, достающих до поверхности доски. После травления эти точки превращались в линии, напоминающие по фактуре рисунок графитным карандашом, сангиной или чёрным мелом. К этой технике близка пунктирная манера (пунктир), в которой изображение также формируется при помощи отдельных точек, но только его назначение не имитация рисунка карандашом или сангиной, а передача тональных нюансов живописного оригинала, для воспроизведения которого он чаще всего использовался. Офорт также может сочетаться с техникой сухой иглы.
Гравюры, созданные в офорте или офортных техниках, как правило, выдерживают не слишком большой тираж, поскольку металлические доски, на которых они выполнялись, довольно быстро стирались. По этой причине хорошие оттиски офорта известных мастеров достаточно редки и ценятся особенно высоко. Вплоть до наших дней офорт остаётся одной из главных техник гравюры.