Шервуд Владимир Осипович
Ше́рвуд Влади́мир О́сипович (Владимир Иосифович) [18(30).8.1832, село Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, ныне Сасовского района Рязанской области – 9(21).7.1897, Москва], архитектор, живописец, скульптор, академик (1872) и почётный вольный общник (1882) Императорской Академии художеств.
Дед архитектора, английский механик Уильям (Василий Яковлевич) Шервуд (1767–1837), был приглашён для работы в Россию в 1800 г. Отец, Иосиф Васильевич (Джозеф) Шервуд (1800–1838), владел суконной фабрикой в селе Истлеево. Мать, Елизавета Николаевна Кошелевская [1810(?) – 1845(?)], получила известность как акварелистка, иллюстрировала модные журналы; её отец, Николай Степанович Кошелевский (1761–1829), состоял в должности архитектурного помощника Императорской Академии художеств, участвовал в строительстве Исаакиевского собора, здания Главного штаба и Михайловского дворца в Санкт-Петербурге.
В. О. Шервуд в 1838 г., после смерти отца, переехал в Москву с помощью сестры матери – Дарьи Николаевны Кошелевской (1809 – дата смерти неизвестна). В Москве о нём заботилась другая тётка – Мария Николаевна Кошелевская (1807–1883), художница и издательница модных журналов. В 1840–1848 гг. учился в Московском сиротском доме на Новой Басманной улице, в 1848–1849 гг. – в Московском дворцовом архитектурном училище, в 1849 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1857 г. со званием свободного художника пейзажной живописи.
В 1860–1865 гг. совершил поездку в Англию к родственникам, работал как художник по частным заказам, в 1862 г. выставлялся на Всемирной выставке в Лондоне. Среди работ этого времени: «Закладка первого камня в основание здания хлопчатобумажной биржи» (около 1863; групповой портрет участников события, включая Ч. Диккенса), парные портреты мистера и миссис Хили (все – Музей и художественная галерея г. Блэкберн, графство Ланкашир), «Довыборы в Престоне в 1862 г.» (1862; Музей и художественная галерея Харриса, г. Престон, графство Ланкашир, авторское повторение – в собрании Парламента Великобритании, Лондон).
По возвращении в Россию работал как портретист. Среди произведений: парные портреты Б. Н. Чичерина (1869) и А. А. Чичериной (урождённой Капнист) (1870; оба – Дом-музей Г. В. Чичерина, Тамбов), портреты И. Е. Забелина (1871, Исторический музей), Д. И. Иловайского (1882, Третьяковская галерея), В. О. Ключевского (1894, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого). Писал также бытовые сцены («Танец на жатве», 1876, частная коллекция, Лондон) и пейзажи («Горное озеро», Тамбовская областная картинная галерея). В 1868 г. за картину «Беседа Христа с Никодимом» Шервуд получил от Совета Императорской Академии художеств звание классного художника 3-й степени, в 1872 г. удостоен звания академика живописи.
В. О. Шервуд также изучал древнерусскую архитектуру и пробовал себя в разработке архитектурных проектов. В 1873 г. по поручению Учёной комиссии при Управлении будущего Исторического музея в Москве архитектор создал предварительный проект его здания. Он был выполнен в соответствии с одобренными 3(15) января 1873 г. императором Александром II «Общими основаниями учреждаемого в Москве музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича», где в 1-м пункте говорилось, что музей учреждается «с целию служить наглядною историею главных эпох русского государства» (Русская старина. 1873. Т. 7. С. 411).
В 1874–1875 гг. В. О. Шервуд вместе с инженером А. А. Семёновым принял участие в закрытом конкурсе на проект здания для того же музея с работой под девизом «Отечество», выполненной в русском стиле с использованием мотивов московского зодчества 16 в. Проект был удостоен 1-й премии. Шервуд отвечал за оформление фасадов и отделку интерьеров, Семёнов занимался техническими помещениями и осуществлял надзор за строительством, т. к. Шервуд не имел статуса архитектора. Здание возводилось на Красной площади с 1875 по 1883 гг., с перерывом в 1879–1881 гг. из-за нехватки финансирования. В оформлении использованы все декоративные возможности кирпича – различные виды кокошников и ширинок, карнизы, декоративные пояса, дробное оформление башен и шатров. Шервуд уделял большое внимание декору помещений, считая интерьеры не менее важной частью экспозиции, чем собственно экспонаты. Это послужило причиной конфликта с И. Е. Забелиным, из-за которого архитектор в 1879 г. был отстранён от строительства.
Также в русском стиле Шервудом выполнены нереализованные проекты зданий Московской городской думы (1888–1889) и Верхних торговых рядов (1889) на Красной площади.
В 1880 г. по предложению И. Е. Забелина Шервуд привлечён к работе над проектом часовни-памятника в честь русских гренадеров – освободителей Плевны. Первоначально её установка планировалась на кургане в Плевне (ныне г. Плевен, Болгария), что определило высоту сооружения и размеры скульптурных групп. В 1882 г. из-за нехватки средств проект был переделан, размер шатра уменьшен, скульптурные группы заменены барельефами. Из-за последовавшего ухудшения российско-болгарских отношений в 1887 г. памятник был установлен в Москве в Лубянском сквере (ныне Ильинский сквер).
С 1880-х гг. В. О. Шервуд работал как скульптор, создал серию бюстов для Исторического музея (С. М. Соловьёва, Н. X. Кетчера, И. А. Кононова), памятники: Н. И. Пирогову в Москве (1897), императору Александру II в Самаре (1881–1889, демонтирован в 1920-е гг.) и Казани (1892–1895, демонтирован в 1918).
В 1895 г. опубликовал теоретическую работу «Опыт исследования законов искусства. Живопись, архитектура и орнаментика».
Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Дети: архитекторы Сергей Владимирович Шервуд и Владимир Владимирович Шервуд; скульптор Леонид Владимирович Шервуд; художница Ольга Владимировна Шервуд, в замужестве Фаворская (1857–1939) – мать Владимира Андреевича Фаворского.