Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Салтыко́в-Щедри́н Михаи́л Евгра́фович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, село Спасское (Спас-Угол), Калязинский уезд, Тверская губерния, ныне в составе Алфёровского сельского поселения, Калязинский район, Тверская область – 28.4(10.5).1889, Санкт-Петербург], русский писатель, публицист, журналист.
Из дворянского рода, известного с 16 в. Учился в московском Дворянском институте (1836–1838), затем в Царскосельском лицее (1838–1844; с 1844 Александровском), где начал писать стихи (первая публикация в 1841). По окончании лицея поступил на службу в канцелярию Военного министерства.
В 1845–1847 гг., увлёкшись социалистическими идеями, посещал кружок М. В. Петрашевского; Салтыков-Щедрин и в зрелые годы не был чужд симпатий социалистическим проектам, в том числе весьма радикальным.
Как прозаик дебютировал в 1847 г. В 1848 г. в повести «Запутанное дело», где в традициях Н. В. Гоголя и молодого Ф. М. Достоевского описывал горькую судьбу «маленького человека», было усмотрено стремление к распространению вредных революционных идей; Салтыков-Щедрин был арестован и выслан на службу в Вятку в ведомство вице-губернатора. В качестве администратора развил энергичную деятельность, высоко оценён и назначен в 1850 г. советником Вятского губернского правления. В январе 1856 г. вернулся в Санкт-Петербург и был причислен к Министерству внутренних дел как чиновник для особых поручений.
Литературную известность Салтыкову-Щедрину принёс цикл «Губернские очерки» (1856–1857, опубликован под псевдонимом Н. Щедрин) – книга, соединившая черты социальных очерков с элементами мемуарно-автобиографического характера, в которой обличались пороки и нравы провинциального чиновничества.
В марте 1858 г. назначен рязанским вице-губернатором; строго преследовал взяточников и увольнял уличённых в недобросовестности и неисполнительности чиновников; искал способы примирить интересы помещиков и крестьян, о чём свидетельствует «Заметка о взаимных отношениях помещиков и крестьян» (1858). Одно из дел о жестоком обращении с крепостными позднее легло в основу рассказа «Миша и Ваня. Забытая история» (1863).
В 1860 г. участвовал в работе комиссии Н. А. Милютина по подготовке законодательства об отмене крепостного права; в апреле 1860 г. назначен вице-губернатором в Тверь. В феврале 1862 г. принял участие в заседаниях тверского Чрезвычайного дворянского собрания, призвавшего к отмене дворянских сословных привилегий и к отказу от самой системы сословий. Существенное расхождение позиции Салтыкова-Щедрина с официальной, равно как и ощущение невозможности неукоснительно следовать на государственной службе своим принципам, побудили его к отставке.
В 1862 г. переехал в Санкт-Петербург, сблизился с Н. А. Некрасовым, вошёл в редакцию журнала «Современник», где публиковал сатирические очерки, составившие позднее цикл «Помпадуры и помпадурши» (1863–1874).
В ноябре 1864 г. из-за конфликта с радикально настроенными членами редакции Салтыков-Щедрин покинул «Современник» и вновь поступил на службу (что объяснялось финансовыми трудностями, отчасти – желанием приносить пользу обществу), был назначен председателем пензенской Казённой палаты, но вскоре оказался во враждебных отношениях с большинством членов Губернского по крестьянским делам присутствия (защищал интересы крестьян, требовал уплаты недоимок дворянами-неплательщиками и др.).
В ноябре 1866 г. стал управляющим тульской Казённой палатой, произведён в действительные статские советники, но из-за конфликта с тульским губернатором генерал-майором М. Р. Шидловским (Салтыков-Щедрин написал на него памфлет «Фаршированная голова», 1867) переведён управляющим Казённой палатой в Рязань, где, прослужив до июня 1868 г. и вступив в очередной конфликт с начальством, подал в отставку.
После ухода с государственной службы Салтыков-Щедрин в 1868 г. стал соредактором и пайщиком журнала «Отечественные записки», возглавив его после смерти Некрасова. В журнале в 1868–1884 гг. были впервые опубликованы многие произведения Салтыкова-Щедрина, в том числе циклы сатирических рассказов и очерков «Господа ташкентцы» (1869–1872), «Благонамеренные речи» (1872–1876), «В среде умеренности и аккуратности» (1874–1878), «Убежище Монрепо» (1878–1879), «Письма к тётеньке» (1881–1882); хроника-летопись «История одного города» (1869–1870) – пародия на российскую историю и историографию; роман-хроника «Господа Головлёвы» (1875–1880), показавший процесс духовно-нравственного саморазрушения дворянского семейства; гротескно-авантюрный роман «Современная идиллия» (1877–1883). Очерковое начало преобладало в творчестве Салтыкова-Щедрина, однако наряду с ним получил развитие жанр сатирической сказки-басни аллегорического характера (отдельное неподцензурное издание под названием «Сказки для детей изрядного возраста» – Женева, 1884; отдельное издание под названием «23 сказки», 1886). Последнее произведение Салтыкова-Щедрина – мемуарный роман «Пошехонская старина» (1887–1889).
Основной предмет сатиры Салтыкова-Щедрина – не считающееся с действительностью административное безумие. При этом ретивые и невменяемые администраторы способны с одинаковым увлечением реализовывать и «консервативную», и «либеральную» программы («Помпадуры и помпадурши»). Невменяемости власти соприродна невменяемость обывателей, легко отрекающихся от собственной свободы («История одного города») и обнаруживающих полное отсутствие самосознания («Помпадуры и помпадурши»). Столь же абсурдна в изображении Салтыкова-Щедрина деятельность общественных партий – «консерваторов» и «красных»; сама оппозиция «консерваторы – либералы» оказывается выморочной (там же).
Коренными изъянами российского самосознания, общественной жизни и практики управления оказываются, по Салтыкову-Щедрину, непрофессионализм, отсутствие чувства собственного достоинства и инициативы в сочетании с особого рода «талантливостью» – по приказу сверху готовностью совершить всё.
Тотальный характер сатиры Салтыкова-Щедрина может быть объяснён не столько социально-политическими взглядами писателя, сколько самими особенностями его подхода к реальности: Салтыков-Щедрин изображает абсурдный, противоестественный и изнаночный мир, лишь в определённых точках соприкасающийся с современной ему реальностью. Единственным возможным противоядием административному безумию, бессознательности, безволию общества, ненасытной и неуёмной алчности чиновников-паразитов – «помпадуров» и «ташкентцев» – в художественном мире писателя оказывается совесть отдельного человека: совесть Иудушки Головлёва, приведшая его к позднему предсмертному покаянию (роман «Господа Головлёвы»); совесть, вложенная в сердце маленькому дитяти (сказка «Пропала совесть», 1869).
Совмещение сатиры на российскую бюрократическую систему управления с принадлежностью к верхним слоям этой системы современники писателя, а также некоторые позднейшие литераторы (В. В. Розанов и др.) оценивали как свидетельство лицемерия и неискренности Салтыкова-Щедрина-сатирика. Диссонанс между его жизнью и творчеством выглядит особенно резким, если трактовать сочинения писателя как исполненные революционного пафоса, выраженного эзоповым языком. (Такая трактовка была практически единодушной в исследованиях советского периода.)
В действительности социально-политические взгляды Салтыкова-Щедрина отличались эклектичностью, сочетанием умеренности и радикализма; он не отказывался от идеи сотрудничества с властью на благо общества, а его нравственным ориентиром была не революционная деятельность, а аскетизм и неукоснительное исполнение своего долга, в том числе служебного. Вместе с тем писатель жестоко осмеял «теорию малых дел» в сказке «Вяленая вобла» и саркастически представил либеральные надежды и чаяния в сказке «Карась-идеалист», а в сказке «Медведь на воеводстве» расправу крестьян с аллегорическими персонажами, воплощающими полицейскую и административную власть (Топтыгиными 2-м и 3-м), показал как закономерное и справедливое возмездие. Представители власти в его произведениях изображены или никчёмными паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», 1869), или деспотами. Деспоты либо с иррациональным садизмом мучают и изводят народ, относясь к мирным обывателям как к врагам (большинство градоначальников в «Истории одного города»), либо реализуют чудовищные проекты тотального регулирования и контроля. Лучшими администраторами в «Истории одного города» оказываются градоначальники, вообще никак не вмешивающиеся в жизнь вверенного им населения.
Характерные черты творчества Салтыкова-Щедрина, продолжившего традиции сатирической, преимущественно гротескной, отечественной (Н. В. Гоголь) и зарубежной (Лукиан, Дж. Свифт, Вольтер, Э. Т. А. Гофман и др.) литературы, – остросоциальность и публицистичность; стиль его произведений, помимо эзопова языка, отличают обращение к сказу, широкое использование гиперболы, гротеска, фантастики.
Среди других произведений: комедии «Смерть Пазухина» (1857), «Тени» (1862, опубликована в 1914); публицистика (в том числе цикл «Наша общественная жизнь», 1863–1864), путевые очерки «За рубежом» (1880–1881); литературно-критические статьи и рецензии.