Щедрин Семён Фёдорович
Щедри́н Семён Фёдорович [6(17).4.1745, Санкт-Петербург – 1(13).9.1804, там же], российский живописец и педагог, коллежский советник (1802), академик (1779) Императорской Академии художеств.
Брат Ф. Ф. Щедрина. Дядя С. Ф. Щедрина. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка, предположительно из мелкопоместных дворян. В 1791/1792 г. выслужил чин надворного советника, дававший право на потомственное дворянство.
Учился у А. Перезинотти в Академии художеств (1759–1767), окончив её со 2-й (малой) золотой медалью за картину «Вид поля с протекающим источником» (утеряна) и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Включён за отличные успехи в число пенсионеров Академии, в 1767 г. направлен за границу (Германия, Нидерланды, Франция, Италия). В Париже занимался в мастерской Ф. Казановы. На формирование мировоззрения Щедрина оказали влияние эстетические взгляды Д. Дидро, а сложению живописного почерка художника способствовало знакомство с творчеством Ю. Робера, у которого он также научился изысканному сочетанию реальных и вымышленных мотивов, умению наполнять ландшафты тонкими эмоциональными переживаниями, лиризмом и мечтательностью. В 1769–1776 гг. жил в Риме, много времени посвящая работе с натуры в окрестностях города.
После возвращения в Санкт-Петербург по итогам работы за границей удостоен звания назначенного академика, а затем – звания академика за картину «Полдень» (не позднее 1779, ныне в Русском музее, Санкт-Петербург; известно также авторское повторение «Вид в окрестностях озера Неми», 1790, ныне в коллекции И. С. Зильберштейна, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). На службе в Академии художеств: руководитель специально организованных для него пейзажного класса (1776–1804) и гравировального ландшафтного класса (1799–1804; совместно с И. С. Клаубером), советник (1785–1798) и один из адъюнкт-ректоров (1798–1804), инспектор художественных классов (1787–1804), надзиравший также за поведением пенсионеров (1792–1804). Заложил основы планомерного и систематического обучения пейзажной живописи в Академии художеств. Одновременно состоял живописцем пейзажей при Кабинете Её (Его) Императорского Величества (1776–1804).
Внёс значительный вклад в становление пейзажного жанра в России. Писал идиллические пейзажи, отличающиеся известной долей условности и декоративным подходом, где основное место отведено природному ландшафту. Придерживался выработанного в русле классицизма композиционного построения, предполагавшего наличие в пейзаже трёх планов и использование световоздушной перспективы с постепенным высветлением колорита по мере продвижения к дальнему плану («Пейзаж с коровой», предположительно конец 1770-х гг.; «Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной», 1803, обе – Русский музей). Периодически занимаясь с 1782 г. реставрацией картин собрания Академии художеств, испытал влияние техники старых мастеров, способствовавшей росту его интереса к тонкому многослойному письму («Пейзаж в окрестностях Петербурга», 1780-е гг., Третьяковская галерея). Одновременно пробовал себя в портретной живописи («Автопортрет», 1780-е гг., Русский музей).
На 1790-е гг. приходится расцвет творчества Щедрина. Наибольшую известность ему принесли виды загородных императорских и великокняжеских резиденций – Павловска, Петергофа, Гатчины и Царского Села (ныне г. Пушкин), исполненные по заказу Павла I. Среди наиболее значимых работ – «"Фонтан Ева" в Петергофе» (начало 1790-х гг., Государственный музей-заповедник «Павловск»), «Мельница и башня Пиль в Павловске» (1792, Самарский областной художественный музей), «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «В Царскосельском парке» (не датирована; обе – Третьяковская галерея), серия живописных панно для Инженерного замка (1799–1801). Также выполнял частные заказы, в том числе для П. Г. Демидова («Вид в усадьбе П. Г. Демидова Сиворицы под Петербургом», около 1792, Русский музей). Творчески перерабатывая натурные впечатления от реальных ландшафтов, Щедрин создал лирически-мечтательный образ райского сада, счастливой Аркадии, где царят безмятежность и гармония. Ввёл в национальную пейзажную традицию новый сюжет – изображение усадьбы и парка, всплеск моды на который в России произошёл на рубеже 18–19 вв.
Последователями Щедрина, специализирующимися на изображении парковых ансамблей пейзажистами, выступали как его ученики – художники В. П. Причетников и Я. Я. Филимонов, так и художники-дилетанты (в частности, А. Т. Болотов). Популяризации творчества Щедрина способствовали ученики художника, гравировавшие его картины, – К. В. Ческий, С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, И. Д. Телегин. По гравюрам с пейзажей Щедрина делалось много росписей по фарфору (Гурьевский сервиз, 1809–1817, Государственный музей-заповедник «Петергоф»; столешница с видом Павловска, 1798, Государственный музей-заповедник «Павловск»), многочисленные вазы и табакерки.