Ровинский Дмитрий Александрович
Рови́нский Дми́трий Алекса́ндрович [16(28).8.1824, Москва – 11(23).6.1895, Вильдунген, Германская империя, ныне Бад-Вильдунген, Германия], российский государственный деятель, юрист, историк искусства. Один из основоположников российского искусствознания. Исследователь и популяризатор искусства гравюры, коллекционер, издатель. Действительный тайный советник (1894), почётный член Петербургской Академии наук (1883) и Императорской Академии художеств (1870).
Дворянин. Сын Александра Павловича Ровинского (1778–1838), московского полицеймейстера (1815–1830), действительного статского советника (1830). Двоюродный племянник М. П. Погодина.
Биография и государственная деятельность
Воспитывался в славянофильской среде. Во время учёбы в Училище правоведения сдружился с В. В. Стасовым и писателем, литературным критиком Н. Д. Ахшарумовым.
В 1844–1845 гг. служил в канцелярии 7-го департамента Сената, в 1845–1848 гг. старший помощник секретаря в Общем собрании Сената. В 1848–1850 гг. исправляющий должность московского губернского стряпчего казённых дел. Товарищ председателя Московской уголовной палаты (1850–1853). Московский губернский прокурор (1853–1866). Регулярно посещал места заключения и старался улучшить положение арестантов. Добивался снисхождения к крепостным крестьянам, пошедшим на преступления против помещиков из-за злоупотреблений со стороны последних.
Член Московского губернского комитета по крестьянскому делу (1858–1859). Примыкал к меньшинству комитета, выступавшего за освобождение крепостных с землёй. По инициативе Ровинского эта группа членов выразила мнение о необходимости запрещения телесных наказаний для крестьян.
Принимал деятельное участие в подготовке и осуществлении судебной реформы 1864 г. По запросу Государственной канцелярии в начале 1860-х гг. написал ряд записок по важнейшим проблемам предстоявших преобразований (об устройстве уголовного и гражданского суда, о должностных лицах судебного ведомства, о производстве следствия, отмене телесных наказаний, обвинении, порядке введения новых судебных учреждений). Отдельно останавливался на проблеме устройства местного суда, главным элементом которого должен был стать институт мировых судей. По мысли Ровинского, для его создания следовало реформировать уже существовавшую должность мирового посредника. Полагал, что мировой судья должен избираться населением «околотка», разбирать гражданские споры, касавшиеся исков на сумму до 30 руб., и мелкие проступки. Рассуждая о предстоявшей реформе уголовного суда, затрагивал проблему определения виновности, считая, что наиболее беспристрастной инстанцией для этого может быть только суд присяжных. Полемизировал с основными положениями «Общей объяснительной записки к проекту нового устава судопроизводства» графа Д. Н. Блудова: не соглашался с утверждением, что русскому народу чуждо понятие о справедливости, а распространённое сочувствие к преступникам тесно связывал с недостатками судебной и пенитенциарной систем в России (неудовлетворительное содержание подследственных и заключённых, коррупция судебных властей и т. д.); слабое же представление населения Российской империи о законности он связывал с недостаточным развитием общественного мнения, чему, по мнению Ровинского, должно было способствовать введение суда присяжных; при этом отстаивал мнение, что присяжные должны принадлежать к тому же сословию, что и подсудимый. Анализируя историю сословного суда в России, доказывал, что выборные судебные учреждения вполне совместимы с такой формой правления, как самодержавие. По мысли Ровинского, во главе губернского суда должен был стоять губернский судья, назначаемый императором (впоследствии допускал возможность избрания его членами губернского суда) и предаваемый суду по его повелению. Предполагалось, что губернский судья будет иметь право делать представления Сенату о назначении мировых судей и членов губернского суда и назначать судебных следователей, подвергать ревизии все судебные и мировые учреждения губернии.
Член Комиссии для составления проектов законоположений о преобразовании судебной части при Государственной канцелярии (1862–1865). Отстаивал идеи введения мировых судов и суда присяжных в уголовных делах, отмены телесных наказаний. Выступал за наделение присяжных заседателей наиболее широкими полномочиями: отрицал закрепление за прокурором права отвода присяжных без объяснения причин, отстаивал мнение о необходимости дарования подсудимому права отвода кандидатур присяжных, высказывался против присутствия на заседаниях суда присяжных коллегии коронных судей, полагая, что достаточным будет председательства одного судьи, назначаемого императором. Критиковал идею о точной регламентации полномочий сторон защиты и обвинения во время судебного процесса. Настаивал на выдвижении ряда требований к кандидатам на должность мирового судьи (высшее образование, высокий имущественный ценз и др.) и т. д. Большинство этих предложений было отвергнуто другими членами комиссии. В 1862–1863 гг. по повелению императора организовал сбор сведений об условиях и способах введения новых судебных учреждений на территории будущего округа Московской судебной палаты. Результатом этой работы стала публикация «Сведения о положении дел судебного ведомства в губерниях Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской и Калужской».
Прокурор Московской судебной палаты (1866–1868). Контролировал процесс введения новых судебных учреждений в округе Московской судебной палаты, оказал значительное влияние на формирование их личного состава. Председатель уголовного департамента Московской судебной палаты (1868–1870).
Сенатор уголовного кассационного департамента Сената (1870–1895). При рассмотрении кассационных жалоб старался не руководствоваться юридическими формальностями, а вникать в существо дела. Считал, что Сенат должен тщательно контролировать работу всех судебных учреждений в России, поэтому в 1871 и 1883 гг. протестовал против передачи ряда его функций судебным палатам.
Был дружен и состоял в переписке с государственными деятелями А. Ф. Кони, К. П. Победоносцевым, историком и общественным деятелем Б. Н. Чичериным, историком искусства Н. П. Собко, коллекционерами П. Я. Дашковым, С. Н. Мосоловым, Е. Е. Рейтерном и др.
Деятельность в сфере искусства
Параллельно со службой занимался исследованием культуры Русского государства до конца 17 в. В молодые годы сдружился с И. Е. Забелиным, вместе с которым начал изучение хранилища Оружейной палаты и её архива.
Начал коллекционировать гравюру предположительно в начале 1840-х гг. и быстро приобрёл репутацию знатока этого вида искусства. Именно Ровинскому М. П. Погодин поручил в конце 1840-х гг. работу по систематизации своей гравюрной коллекции и последующей передаче её в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека) (приобретена в 1852). Занимаясь этой работой, Ровинский познакомился с архивом Я. фон Штелина, который содержал важнейшие документы по истории гравирования в России.
Посещал собрания московского кружка коллекционеров западноевропейского искусства, в который входили Е. И. Маковский, С. Н. Мосолов, А. В. Новосильцев, Б. Н. Чичерин (1840–1860-е гг.). В Санкт-Петербурге стал главой кружка собирателей гравюры, членами которого были также А. А. Васильчиков, И. И. Толстой, А. И. Сомов, Д. Ф. Кобеко, Н. П. Собко, В. В. Стасов, Э. К. Гуттен-Чапский, Ф. А. Бюлер, П. Я. Дашков.
Его коллекция включала разделы: офорты Рембрандта и других голландских мастеров 17 в. (ныне в Эрмитаже), произведения русских гравёров 16–19 вв., гравированные портреты русских деятелей и работавших в России иностранцев, русский лубок, народная картинка Японии, Китая, Индии (ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), европейские гравированные портреты (ныне в Российской национальной библиотеке), гравированные доски и произведения французских, итальянских, немецких и британских гравёров (ныне в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, частично в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Коллекции офортов Рембрандта, русских гравёров и гравированных портретов, лубка были лучшими среди российских частных собраний своего времени по полноте и качеству. Ровинский приобретал не только отдельные листы, но и, стремясь к энциклопедической полноте и всеохватности, – целые собрания гравюр. Русская часть его коллекции сформировалась из собраний фабриканта П. И. Ахметьева (1869), гравёра Н. И. Уткина (1848), книготорговца и антиквара Т. Ф. Большакова (1851), поэта и критика М. А. Дмитриева (1875), писателя и историка П. Н. Петрова (1878), части собрания военного медика, хирурга А. И. Гассинга (1884), юриста И. М. Остроглазова и др.
В основе собрания офортов Рембрандта и других голландских мастеров – крупные коллекции мецената А. Р. Томилова (1883) и лейпцигского издателя В. Другулина. В основе коллекции западноевропейского портрета – собрание А. И. Гассинга (1884). Значительное число гравюр и для русской, и для европейской частей коллекции Ровинского приобреталось на аукционах и у частных лиц в Европе. В 1875 г. собиратель предпринял кругосветное путешествие, в котором дополнил своё собрание народных картинок предметами восточных культур (в основном Индии и Китая).
Ровинский был постоянным жертвователем Румянцевского музея и Публичной библиотеки, восполняя пробелы в их собраниях.
В 1850 г. удостоен премии Русского археологического общества, которая предполагала подготовку работы, посвящённой истории русских школ иконописи до Нового времени. С этой целью Ровинский побывал во многих русских городах: в мае 1850 г. осмотрел Новгород; летом 1851 г. совершил длительное путешествие по Центральной России, в ходе которого посетил Тверь, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (Дневник путешествия: Отдел рукописей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ф. 27. Оп. 1. Ед. хр. 22), и представил Археологическому обществу обширное исследование, которое содержало исторический обзор, сведения о материалах, техниках и художественных приёмах, а также словарь иконописцев, включивший 600 имён. Исследование впервые опубликовано в 1856 г. со значительными цензурными изменениями (Ровинский. 1856); в 1857 г. автор был удостоен Малой Уваровской премии, став первым её лауреатом.
Сотрудничал с журналом «Отечественные записки» (с 1853), где были опубликованы статьи: «Разбор сочинения И. Е. Забелина: О металлическом художественном производстве в древней Руси» (1853), «Академия художеств до времён императрицы Екатерины II» (1855). «Разбор...» был написан по просьбе самого Забелина и стал первой печатной работой Ровинского; анализ исследования сопровождался дополнениями относительно технико-технологических аспектов производства. Вторая статья основана преимущественно на изучении архива Я. фон Штелина. Несмотря на целый ряд неточностей в изложении фактов и написании фамилий, которые отмечали исследователи в дальнейшем (Малиновский К. В. Якоб Штелин, жизнь и деятельность // Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Москва, 1990. С. 24), Ровинский в статье ввёл в научный оборот большое количество собранных Штелиным сведений.
В 1858 г. представил в Академию наук рукопись «Обозрение русского гравирования на металле и на дереве до 1725 года» на соискание Уваровской премии. Работа стала первой попыткой обобщения сведений о раннем этапе истории отечественной гравюры. Критический разбор сочинения был сделан В. В. Стасовым. Рецензент обратил внимание на желательность изучения деятельности русских ювелиров-гравёров и миниатюристов, а также европейской гравюры 15–17 вв., важной для понимания контекста зарождения и развития русской гравюры, на желательность исследования материала из большего числа коллекций, на недостатки в систематизации материала. Вместе с тем Стасов отметил достоинства работы: составленный Ровинским подробный лексикон гравёров, а также тот факт, что рукопись «восполняет весьма важный пробел, чувствовавшийся в нашей археологической литературе» (Стасов В. В. Разбор сочинения Д. Равинского: Обозрение русского гравирования на металле и на дереве до 1725 года. Санкт-Петербург, 1858. С. 56).
Результатом стал почётный отзыв с правом вторично подать сочинение в дополненном виде. На основании сделанных Стасовым замечаний Ровинский значительно переработал сочинение, расширил временные границы исследования, назвав свой труд «Русские гравёры и их произведения с 1564 года и до основания Академии художеств». Эта работа была удостоена Малой Уваровской премии (1864) и издана в 1870 г. на личные средства графа А. С. Уварова.
В 1872 г. Академией наук выпущен «Словарь русских гравированных портретов». В словарь Ровинский включил предметы из коллекций Публичной библиотеки, Эрмитажа, Академии наук, Московского университета, из многих частных собраний, включая своё собственное, к тому времени насчитывавшее более 1 тыс. портретов. Эта работа была продолжена и завершилась в 1886–1889 гг. публикацией 4-томного «Подробного словаря русских гравированных портретов». Издание включило в себя комплексную проблематику: в нём содержится очерк об истории портретного жанра в России, перечень частных и общественных собраний с краткими характеристиками, справочник по живописным оригиналам для репродукционных гравюр, справочник по техникам гравюры, алфавитные указатели мастеров, тематические разделы (посвящённые ряду деятелей российской истории, дипломатам, фаворитам, военным, учёным, художникам, русским женщинам на портретах и даже различным курьёзам: например, карликам и великанам, разбойникам). Все персоналии «Словаря...» снабжены библиографическими справками. Кроме того, издание включает множество полезных сведений, связанных со спецификой коллекционирования; здесь рассматриваются вопросы о различных состояниях одной и той же гравюры, редкости тех или иных листов, местонахождении досок и др.
Впоследствии в печати появился целый ряд дополнений к «Словарю...» Ровинского: И. М. Остроглазова, Е. Н. Тевяшова, В. Я. Адарюкова, И. Д. Орлова, С. П. Виноградова, А. В. Морозова. В. Я. Адарюковым и Н. А. Обольяниновым задуман и частично реализован «Словарь русских литографированных портретов» (Москва, 1916).
В 1881 г. вышел ещё один крупный труд Ровинского – «Русские народные картинки», ставший первым систематическим исследованием русского лубка. «Народные картинки» систематизированы по тематическому принципу: сказки и забавные листы (сатирические композиции); листы исторические, календари, буквари; притчи и листы духовные. Атлас включал в себя факсимильные копии лубков. Тексты посвящены народной жизни дореформенной России, сведения о которой Ровинский черпал из различных источников, в том числе из собственной судебной практики. Рецензию на эту работу вновь написал Стасов, а сама она была удостоена Большой Уваровской премии (1883; Отчёт о двадцать пятом присуждении наград графа Уварова. Санкт-Петербург, 1883).
Далее последовали «Материалы для русской иконографии», издававшиеся отдельными выпусками с 1884 по 1891 гг., каждый из которых включал набор репродукций с гравюр, связанных с деятелями и событиями русской истории, сопровождённых текстовыми пояснениями. Параллельно Ровинским были подготовлены монографические издания о гравёрах Е. П. Чемесове (1878), Н. И. Уткине (1884), И. А. Берсеневе (1886), живописце В. Г. Перове (1892), составлен полный каталог гравюр Ф. И. Иордана (опубликован в издании: Собко Н. П. Жизнь и произведения гравёра Ф. И. Иордана. Санкт-Петербург, 1884). В 1890 г. им было предпринято фундаментальное издание – «Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках» (Санкт-Петербург, 1890), а спустя три года – «Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере» (Санкт-Петербург, 1893). Занимался подготовкой аналогичного альбома по офортам А. ван Остаде (работа завершена Н. Д. Чечулиным и издана в 1912).
Каждое из упомянутых изданий было значимым достижением в типографском деле. В поисках способа наиболее точного воспроизведения гравюр Ровинский много экспериментировал со способами их фотомеханического репродуцирования. Он привлёк к сотрудничеству изобретателя Экспедиции изготовления государственных бумаг Г. Н. Скамони, усовершенствовавшего технику гелиографии. Предложенная Скамони техника гелиогравюры позволяла получать репродукции, практически неотличимые от оригинальных оттисков, что стало причиной упрёков в адрес Ровинского: такое высокое качество репродукций усложняло определение подлинных произведений.
В последние годы жизни работал над подготовкой издания «Подробный словарь русских гравёров XVI–XIX веков» (опубликован в 1895, после смерти исследователя), который продолжал традицию европейских справочников по гравюре (в частности, «Le Peintre Graveur» А. Барча, 1802–1821). За основу был взят лексикон из более раннего труда – «Русские гравёры и их произведения с 1564 года и до основания Академии художеств». Ровинский существенно доработал его: расширил временные рамки вплоть до современности, включил туда всех известных ему русских гравёров и представителей россики. Вместе с тем отсутствие авторского надзора за публикацией привело к возникновению существенных ошибок, на которые указывали последующие исследователи, в частности В. Я. Адарюков (Адарюков В. Я. Дмитрий Александрович Ровинский. К 100-летию со дня рождения. Биографический очерк // Венок Ровинскому. 2003. С. 88–91). К числу ошибок относятся: включение в справочник ряда не работавших в России иностранных мастеров, не обращавшихся к техникам гравюры литографов, печатников; отсутствие полных перечней работ того или иного мастера. Несмотря на это, «Подробный словарь русских гравёров» наряду с «Подробным словарём русских гравированных портретов» и в 21 в. остаётся незаменимым справочником для исследователей и коллекционеров русской гравюры.
Почётный член Румянцевского музея (с 1864), Императорской Академии художеств (с 1870), Петербургской академии наук (Императорской Академии наук; с 1883), Юридического общества при Московском университете (с 1887), Археологического института и Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии (с 1892), Московской духовной академии (1894).
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1867), Святой Анны 1-й степени (1873), Святого Владимира 2-й степени (1879), Белого Орла (1883), Святого Александра Невского (1889) и др.
Похоронен в селе Спасское-Манухино Московского уезда Московской губернии (ныне в черте Москвы).
Память и значение
10(22) декабря 1895 г. состоялось публичное собрание Петербургской академии наук, посвящённое памяти Ровинского и ставшее импульсом к изучению его деятельности как учёного. На собрании выступили В. В. Стасов, А. Ф. Кони, И. И. Толстой, К. С. Веселовский (с докладом «Ровинский и Рембрандт»), были зачитаны воспоминания И. Е. Забелина и т. д.
Вклад Ровинского в развитие российской науки об искусстве колоссален. В своей исследовательской деятельности он развивал исторический, иконографический и знаточеский методы. Им было подготовлено наиболее значительное иконографическое исследование своего времени – «Подробный словарь русских гравированных портретов», благодаря чему Ровинского называют иногда «отцом русской иконографии». Учёный является основоположником двух разделов отечественного искусствознания: истории русской иконописи и печатной графики. Его работы по русской гравюре стали базовыми справочными изданиями благодаря собранной в них значительной по объёму и ранее неизвестной фактической информации. Ровинский предпринял первые попытки систематизации и научной обработки материала, создания последовательно описанной истории русской гравюры. Ему принадлежит опыт составления первых в отечественном искусствознании каталогов-резоне.
Работы Ровинского оказали значительное влияние на развитие культуры конца 19 – начала 20 вв. Издание «Подробного словаря русских гравированных портретов» и «Подробного словаря русских гравёров XVI–XIX веков» породили моду на коллекционирование произведений русской гравюры (коллекции А. В. Морозова, С. П. Виноградова, П. Я. Дашкова, В. В. Рождественского и др.). Выпуск «Русских народных картинок» стал открытием целой области искусства, во многом поспособствовав интересу к лубочной эстетике в среде мастеров авангарда (В. В. Кандинский, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).