Народничество
Наро́дничество, идеология и общественно-политическое движение разночинной интеллигенции в России 2-й половины 19 в., отражавшие чаяния социального равенства и народовластия. Возникло в условиях разрушения общинных, коллективистских основ традиционного общества в связи со становлением капиталистических отношений. Идеи, развитые впоследствии народниками, первоначально, в конце 1840 – начале 1860-х гг., выдвинуты А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским. Главные идеологи народничества – П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв, Н. К. Михайловский.
Основные особенности
В народничестве существовало два течения – радикальное (революционное) и умеренное («либеральное», по определению В. И. Ленина, или реформаторское); в разное время превалировало одно из них. Радикальное народничество (преобладало в 1870-е – начале 1880-х гг.) пыталось выработать национальную модель некапиталистического развития путём свержения самодержавной власти и осуществления на практике идеалов утопического социализма. Оно получило широкое распространение во многом благодаря развитию субъективной социологии, отводившей решающую роль в истории «критически мыслящим личностям», оформленным в массовую партию. Умеренное народничество (преобладало в 1880–1890-е гг.) стремилось выработать способы постепенной адаптации трудового населения к условиям модернизации страны, выступало за ненасильственные меры в проведении социальных, политических и экономических преобразований.
Народничество возлагало на передовую интеллигенцию обязательство «возвратить долг народу»: радикальные народники понимали под этим самоотверженную борьбу интеллигенции за свержение самодержавия, умеренные народники – главным образом непосредственную работу в народе, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие крестьянства как условие будущего справедливого общественного устройства, на улучшение благосостояния народных масс.
Народнические организации 1860-х гг.
Первые народнические организации появились в 1860-е гг.: «Земля и воля» 1860-х гг., ишутинцы, «Рублёвое общество» Г. А. Лопатина и др. Их программы и тактические установки были аморфны и противоречивы. Для первых народнических организаций характерны попытки понять нужды и запросы народа, побудить его к активной деятельности. Народники планировали организовать артели (коммуны), наладить издание книг для народа. Вместе с тем происходила быстрая радикализация их деятельности. Часть ишутинцев намеревалась осуществить захват власти и убить императора, а Д. В. Каракозов 4(16) апреля 1866 г. совершил первое в истории народничества покушение на императора Александра II. Широкое распространение в народнической среде получили идеи нигилизма. В 1869 г. С. Г. Нечаев с целью подготовить государственный переворот создал организацию «Народная расправа», построенную на слепом подчинении её членов лидеру, сверхцентрализме, терроре, обращённом не только против чиновников, но и против сомневающихся внутри организации. Реакцией на «нечаевщину», которую осудила бо́льшая часть революционного подполья, стало создание Большого общества пропаганды («чайковцы»: Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин, М. А. Натансон и др.).
Революционное народничество 1870-х гг.
В 1870-е гг. окончательно оформилось революционное направление в народничестве. В нём наметились три течения. «Пропагандисты» (последователи П. Л. Лаврова) полагали необходимым для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров, объединённых в партию. «Бунтарское» народничество (идеолог – М. А. Бакунин) включало наиболее радикальную молодёжь. Его представители, считавшие русских и славян в целом «прирождёнными» социалистами, стремились немедленно поднять народные массы на бунт против частной собственности, государства и церкви. «Заговорщическое» народничество (сторонники П. Н. Ткачёва) выдвинуло идею, что радикальная интеллигенция, объединённая в партию, должна осуществить государственный переворот и затем вовлечь народ в социалистическое переустройство; по их мнению, государство буквально «висело в воздухе» и не имело народной поддержки.
Во время «хождения в народ» (1874) идея народного бунта потерпела крах: крестьянство безучастно или враждебно отнеслось к народнической пропаганде. Эта неудача заставила революционных народников перейти от «летучей» к «оседлой» пропаганде (жить в деревне под видом писарей, врачей и т. д.), отказаться от системы кружков и создать первую централизованную революционную организацию – «Земля и воля» 1870-х гг. (основатели – М. А. Натансон, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов и др.). В 1879 г. произошёл её раскол, вызванный как равнодушием крестьянства к народническим идеям, так и репрессиями со стороны правительства. Сторонники прежней тактики пропаганды среди крестьян («деревенщики») объединились в организацию «Чёрный передел» (П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, Плеханов и др.). Бо́льшая часть «Земли и воли» отказалась от этой тактики, создала крупнейшую организацию революционного народничества – партию «Народная воля» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер), главной целью которой стал государственный переворот с последующим установлением республики. Она вела революционную пропаганду среди различных слоёв общества и в армии, осуществила несколько террористических актов, один из которых привёл к гибели императора Александра II (1881). После разгрома «Народной воли» полицией революционное народничество утратило своё влияние.
Реформаторское народничество
В 1880-е гг. на первый план вышло реформаторское народничество. Его идейными выразителями стали сотрудники газеты «Неделя» (Я. В. Абрамов, И. И. Каблиц, П. П. Червинский), выдвинувшие теорию «малых дел», В. П. Воронцов, публицисты журнала «Русское богатство» (С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, Н. Ф. Даниельсон), руководимого Н. К. Михайловским, газеты «Сын отечества» и др., которые, исходя из необходимости решать повседневные проблемы жизни крестьянства и отрицая революционные методы борьбы, призывали интеллигенцию покидать крупные города и работать сельскими учителями, врачами, агрономами и т. д. с целью поднять общий интеллектуальный и нравственный уровень народа, развить его самодеятельность и тем самым служить народному благу. Они выдвинули программу улучшения экономического положения народа путём организации народного кредита, страхового дела, содействия покупке земель крестьянами и аренде казённой земли, распространения современных по тому времени земледельческих орудий, обеспечения населения семенами высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, развития крестьянских промыслов и кооперации. Главную роль в реализации этой программы реформаторские народники отводили легальной деятельности её сторонников в общественных организациях, работе в земствах, выступлениям в печати. Теория «малых дел» в 1880–1890-е гг. воплощалась в реальной деятельности многих тысяч молодых людей из самых различных слоёв общества. Популярности идей реформаторских народников способствовало и изучение пореформенной русской деревни народниками-экономистами (Воронцов, Даниельсон и др.).
Народничество оказало существенное влияние на культуру 2-й половины 19 в. К нему были близки писатели Н. Г. Гарин-Михайловский, П. В. Засодимский, Н. Н. Златовратский, В. Г. Короленко, Н. А. Некрасов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский. Влияние народнической идеологии проявилось в творчестве художников В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, В. Г. Перова, И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко и др. В то же время часть интеллектуалов осуждала революционное народничество (Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Н. С. Лесков и др.).
На рубеже 19–20 вв. как возрождавшееся революционное народничество, так и реформаторское народничество трансформировались в неонародничество.