Сушкевич Борис Михайлович
Сушке́вич Бори́с Миха́йлович [26.1(7.2).1887, Санкт-Петербург; по другим данным, Дрисса Витебской губернии, ныне Верхнедвинск, Белоруссия – 10.7.1946, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; по другим данным, посёлок Толмачёво Ленинградской области; похоронен на Волковском кладбище в некрополе Литераторские мостки], российский актёр, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933), народный артист РСФСР (1944).
После окончания классической гимназии в Минске (1905) учился на историческом факультете Московского университета (не окончил). Начал играть в любительских спектаклях в гимназии и, вспоминая о своей юности, с иронией отмечал, что исполнял женские роли «grandedame и комических старух» (цит. по: Векслер. 2020. С. 531). В 1906 г. в университетском театральном кружке познакомился с Е. Б. Вахтанговым, с которым в дальнейшем тесно связана его творческая биография (в 1906 в студенческом спектакле «Дачники» М. Горького играл Суслова, Вахтангов исполнил роль Власа).
В 1908 г. принят по конкурсу в качестве сотрудника (вспомогательный состав) в Московский Художественный театр, затем начал работать актёром. Роли: Хлеб («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908), Следователь («Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского, 1910), Гильденстерн («Гамлет» У. Шекспира, 1911), нотариус Бонфуа («Мнимый больной» Мольера, 1913) и др.
В 1912 г. вместе с Вахтанговым принимал участие в создании Первой студии МХТ, организованной Л. А. Сулержицким. В 1912 – конце 1932 гг. член правления (дирекции) Первой студии МХТ (с 1919 МХАТ), с 1922 г. председатель художественного совета. После смерти Сулержицкого фактически возглавил Первую студию МХТ (руководитель до преобразования её в МХАТ Второй в 1924). Участвовал как режиссёр и актёр в спектаклях: «Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса (бухгалтер Капс), «Праздник мира» Г. Гауптмана (Роберт; оба – 1913), «Потоп» Х. Бергера (1915; Стрэттон, играл также О̕̕ Нейля и Бира), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1917, режиссёр; художественный руководитель постановки Станиславский), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918, Мортенсгор), «Эрик ХIV» А. Стриндберга (1921, режиссёр совместно с Вахтанговым; исполнил роль Персона), «Архангел Михаил» Н. Н. Бромлей (1922, режиссёр совместно с Вахтанговым; состоялась генеральная репетиция, но спектакль не вышел), «Король Лир» Шекспира (1923, режиссёр).
Спектакль «Сверчок на печи» по рождественской повести Ч. Диккенса, поставленный Сушкевичем под руководством Сулержицкого (1914, Сушкевич в роли Чтеца), принёс студии популярность и стал её «визитной карточкой». «Точно так же, как МХТ именовали "театром «Чайки»", её с этого дня именовали "театром «Сверчка»"» (цит. по: Рудницкий. 1990. С. 191). Спектакль выдержал 835 представлений, последний раз сыгран 30 января 1936 г.
С осени 1924 г. студия реорганизована в театр под названием МХАТ Второй (с дирекцией под руководством М. А. Чехова) и получила здание бывшего Нового драматического театра (ныне Российский академический молодёжный театр). В июне 1927 г. по предложению Народного комиссариата просвещения РСФСР М. А. Чехов заменил коллективное руководство МХАТа Второго на единоличное; заместителем директора по художественно-постановочной части назначен Сушкевич (до своего ухода в конце 1932 ведущий режиссёр театра). Постановки: «Расточитель» Н. С. Лескова (1924, совместно с Бромлей и А. Д. Диким), «В 1825 году» Н. А. Венкстерн (1925), «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1927), «Закат» И. Э. Бабеля (1928), «Человек, который смеётся» Бромлей и В. А. Подгорного по роману В. Гюго (1929), «Светите, звёзды!» (другое название «Кадры», 1930) по пьесам И. К. Микитенко «Светите нам, звёзды!» и «Дело чести» (1932), «Пётр I» по роману А. Н. Толстого (1930, 1-я редакция), «Тень освободителя» П. С. Сухотина по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1931), «Евграф – искатель приключений» А. М. Файко (1926, совместно с С. Г. Бирман) и др.
Около 1917 г. непродолжительное время работал артистом мимического ансамбля Большого театра. Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг. (в 1917 откомандирован на фронт). В 1922 г. преподавал в Оперной студии Большого театра. Здесь поставил оперу «Вертер» Ж. Массне (представлена на сцене Нового театра – филиала Большого театра; 1923, совместно с З. С. Соколовой, руководитель постановки Станиславский, дирижёр Г. Г. Шейдлер). В сентябре 1923 г. (в связи с отъездом Станиславского на гастроли с труппой МХАТа в Европу и США) назначен главным режиссёром студии. На сцене Нового театра как режиссёр-постановщик поставил оперетту «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха (новое либретто А. М. Арго и Н. А. Адуева, 1924, дирижёр Н. С. Голованов).
Режиссёр спектаклей: «Разбойники» Ф. Шиллера (1919, Большой драматический театр), «Ночь перед рождеством» В. Я. Типота и В. З. Масса (1927, Московский театр сатиры).
В 1933–1936 гг. художественный руководитель и директор Ленинградского академического театра драмы (ныне Александринский театр). Перед коллективом театра Сушкевичем были поставлены задачи выработки единого художественного метода, воспитания молодых актёров и режиссёров, формирования нового (экспериментального) репертуара для основной и созданной им в Пассаже на Невском проспекте Малой сцены. За время руководства Сушкевича на двух сценах театра осуществлено 27 постановок. Выпустил спектакли: «Враги» Горького (1933; автор обновил текст пьесы для этой постановки), «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Столпы общества» Ибсена (оба – 1934), «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, «Пётр I» по роману А. Н. Толстого (совместно с А. А. Музилем, автор практически заново переписал пьесу, создав 2-ю редакцию; оба – 1935), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1936) и др.
С 1937 г. главный режиссёр Ленинградского государственного Нового театра (ныне Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Сушкевич привёл в театр (где он работал до конца жизни) группу выпускников ленинградского Центрального театрального училища (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Поставил спектакли (в некоторых выступал и как актёр): «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1937), «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова (1937), «Пётр I» по роману А. Н. Толстого (3-я редакция), «Скупой» Мольера» (оба – 1938), «Половчанские сады» Л. М. Леонова (1939), «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва (1941, роль Кутузова), «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа (1941, роль Мамлока), «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» Корнейчука (оба – 1942) и др. Наиболее значительная режиссёрская и актёрская работа (после долгого перерыва) – «Перед заходом солнца» Гауптмана (1940, первая постановка в СССР; роль Маттиаса Клаузена). Роль Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова, режиссёр Бромлей) стала последней актёрской, а спектакль «Наш корреспондент» Л. Д. Левина – последней режиссёрской законченной работой (обе – 1943).
В октябре 1940 г. вместе с театром уехал на гастроли на Дальний Восток, где его застала Великая Отечественная война 1941–1945 гг. В течение нескольких лет (до мая 1945) труппа театра выступала с концертами в составе фронтовых бригад, на военных кораблях, пограничных заставах, затем – на Урале, в Прибалтике. Сушкевич вспоминал: «Мы поставили за это время много пьес: все значительное, что дала драматургия военных лет» (цит. по: Векслер. 2020. С. 534). С сентября 1945 г. театр под его руководством возобновил работу в новом помещении на Владимирском проспекте в Ленинграде.
С 1923 г. преподавал в ГИТИСе (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС). Из своих учеников организовал коллектив, выступавший в районном Замоскворецком театре. С начала 1930-х гг. преподавал в ленинградском Центральном театральном училище (с 1933 профессор, с 1936 директор). Способствовал объединению творческих мастерских, созданию единой программы обучения, преобразованию училища в театральный вуз.
Первым из режиссёров МХАТа начал работать в кино. Кинематографический актёрский дебют Сушкевича состоялся в немом чёрно-белом фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915, режиссёр А. И. Иванов-Гай; экранизация 2-го и 3-го действий оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова; в роли Малюты Скуратова – Сушкевич, в роли Ивана Грозного – Ф. И. Шаляпин). Поставил несколько фильмов с участием актёров Первой студии и МХАТа: «Когда звучат струны сердца» (1914, в главных ролях Вахтангов, М. А. Чехов, О. В. Бакланова), «Сверчок на печи» (киноверсия спектакля, 1915, совместно с А. Н. Уральским), «Цветы запоздалые» (по мотивам повести А. П. Чехова, исполнил роль доктора Топоркова, в главной роли Бакланова), «Ураган» (в главной роли О. В. Гзовская; оба – 1916). После Октябрьской революции 1917 снял два агитационных фильма: «Хлеб» (1918) и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (роль Карла Маркса, 1919). Снялся в эпизоде в фильме «Человек из ресторана» (1927, режиссёр Я. А. Протазанов; исполнил роль Посетителя, в главной роли М. А. Чехов).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).
Жена – Надежда Николаевна Бромлей-Сушкевич (1884–1966), российская актриса, режиссёр, драматург, заслуженная артистка РСФСР (1932).