Найдёнов Сергей Александрович
Найдёнов Серге́й Алекса́ндрович (настоящая фамилия Алексеев) [14(26).9.1868, Казань – 5.12.1922, Ялта], русский драматург, театральный деятель.
Из богатой купеческой семьи. Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1889). До 1893 г. служил актёром в провинциальных театрах (сценический псевдоним Рогожин). Затем примкнул к толстовцам, принимал участие в работе земледельческой колонии близ Уфы. С 1900 г. в Москве. В 1909 г., болея туберкулёзом, переехал в Ялту, где выступил одним из учредителей Российского общества по изучению Крыма, организовал драматическую труппу.
Известность Найдёнову принесла его первая пьеса «Дети Ванюшина» (1901, 2-я редакция 1907; экранизации 1915, 1974), в которой тема разложения купеческого уклада показана через конфликт отцов и детей.
Был знаком с М. Горьким, А. П. Чеховым, И. А. Буниным; участвовал в собраниях «Московской литературной среды» Н. Д. Телешова; публиковался в сборниках товарищества «Знание».
Для пьес Найдёнова, отразивших влияние А. П. Чехова и европейской «новой драмы» рубежа 19–20 вв., характерно сочетание психологической напряжённости и антимещанского пафоса с мелодраматизмом (безответная влюблённость, семейный скандал, самоубийство).
В центре большинства произведений дореволюционного периода – судьба женщины в буржуазном обществе: пьесы «Авдотьина жизнь» (поставлена в 1904, опубликована в 1905), «Хорошенькая», «Стены» (обе поставлены в 1907), «Роман тёти Ани» (поставлена в 1912), «Работница» (поставлена в 1915).
В пьесах «Блудный сын» (другое название «Кто он?») и «Богатый человек» (обе 1903) социальные противоречия показаны через внутреннюю конфликтность и раздвоенность героев.
Октябрьскую революцию 1917 г. Найдёнов воспринял как крушение обывательского мира. В пьесе-хронике «Москва. Сцены из московской жизни» (1921, не опубл.; отрывок с сокращениями – «Красная нива», 1928, № 49) о Революции 1905–1907 гг. отказался от индивидуально-психологической линии в пользу массовых патетических сцен. Не удовлетворённый пьесой, о чём свидетельствует дневниковая запись (25 августа 1921): «Чувствую, что не могу охватить драмой жизни моих современников... Бессилен осветить... драму крушения всего старого и необходимость строить новую жизнь России» (РГАЛИ, ф. 1117, oп. 1, № 1, л. 11. Цит. по: Казакова Н. А., Литвинова Л. С. Найдёнов // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 4. М., 1999. С. 225), отказался от её постановки. В последней пьесе «Неугасимый свет» (сочинена в 1922) патетический накал возрос: революция предстала религиозно-мистическим действом.