Леонов Леонид Максимович
Лео́нов Леони́д Макси́мович [19(31).5.1899, деревня Полухино, Тарусский уезд, Калужская губерния, ныне не существует – 7.8.1994, Москва], русский писатель, академик АН СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1967).
Из купеческой семьи. Сын поэта-самоучки, известного под псевдонимом Максим Горемыка (1872–1929). По окончании 3-й московской гимназии (1918) уехал в Архангельск, куда был сослан его отец. В 1918 г. мобилизован в Белую армию, в 1920 г. перешёл в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию; работал в военной печати. С 1921 г. жил в Москве. С осени 1929 г. председатель Всероссийского союза писателей.
Дебютировал как поэт (1915); печатал очерки об общественной жизни, театральные рецензии. Первые прозаические произведения, отразившие влияние Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, А. М. Ремизова, Андрея Белого, Е. И. Замятина, Б. А. Пильняка, выдержаны в сказовой манере, в традициях орнаментальной прозы: сказка «Бурыга» (1922), рассказ «Туатамур» (1924) и др.
Литературную известность Л. М. Леонову принёс роман «Барсуки» (1924), в котором крестьянский мятеж против советской власти в начале 1920-х гг. рассматривается в контексте исторического противостояния города и деревни. Успех имел написанный в форме «романа в романе» и проникнутый антимещанским пафосом роман «Вор» (1927, в новой редакции – 1959, дорабатывался до 1990) о московском преступном мире периода новой экономической политики; в нём заметно воздействие психологической прозы Ф. М. Достоевского.
Новый период творчества Л. М. Леонова ознаменовал роман «Соть» (1930), в котором показаны масштабные картины строительства социализма, освоения природы, ломки «старого» сознания. Проблема отношения интеллигенции к социалистическим преобразованиям 1920–1930-х гг. поднята в романе «Скутаревский» (1932).
С конца 1920-х гг. выступал и как драматург, преимущественно в жанре социально-психологической драмы: «Унтиловск» (постановка 1928, режиссёр К. С. Станиславский), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе – 1938), «Метель» (1940; 2-я редакция – 1963), «Обыкновенный человек» (1942). Теме героической борьбы советского народа с фашизмом посвящены пьесы «Нашествие» (1942, Государственная премия СССР, 1943; 2-я редакция – 1964), «Лёнушка» (1943). Нравственная проблематика – в центре философской драмы «Золотая карета» (1946; 2-я редакция – 1955; 3-я редакция – 1964).
Раздумьями о русском национальном характере и его глубокой связи с родной природой пронизан роман «Русский лес» (1953, Ленинская премия, 1957), развивающий тему противостояния творческого труда и карьеризма. В мистико-философском «романе-наваждении» «Пирамида» (1994) предпринята попытка осмыслить драматичные события российской истории, причину которых Л. М. Леонов усматривает в отходе русского человека от Бога.
Среди других произведений: повесть «Evgenia Ivanovna» (1938, опубликована в 1963) о трагических судьбах русской эмиграции; киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизация 1975, режиссёр М. А. Швейцер; Государственная премия СССР, 1977) в форме сатирического памфлета; публицистика и литературная критика (сборники «Статьи военных лет», 1946, «В наши годы», 1949, «Литература и время», 1964, «Литературные выступления», 1966).
Награждён 6 орденами Ленина и др.