Студии Московского Художественного театра
Сту́дии Моско́вского Худо́жественного теа́тра, созданы в разные годы при Московском Художественном театре.
В студиях создавались творческие лаборатории, где, согласно идеям К. С. Станиславского, учебно-педагогическая работа сочеталась с поиском новых форм спектакля.
Студия на Поварской (май – октябрь 1905) организована по инициативе К. С. Станиславского, работала под руководством В. Э. Мейерхольда. Вела поиски новых форм в области условного и символистского театра. В труппу входили артисты Товарищества новой драмы и молодые актёры Московского Художественного театра, со студией сотрудничали В. Я. Брюсов, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов и др. Опыт студии, несмотря на краткость существования, был плодотворен не только для МХТ, но и для всего русского театра начала 20 в.
Первая студия под руководством Л. А. Сулержицкого открыта в 1912 г. (среди участников – Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман; с 1924 МХАТ Второй, в 1936 закрыт), Вторая студия – в 1916 г. (в 1924 её воспитанники А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и другие вошли в труппу МХАТа). В 1920 г. название Третьей студии МХАТ получила Студия Вахтангова (ныне Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова). В 1922 г. открылась Четвёртая студия МХАТ (с 1927 Реалистический театр, в 1938 объединён с Камерным театром), в 1919 г. учреждена (открыта в 1920) Музыкальная студия МХТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1956 г. на основе курса Школы-студии МХАТ образована Студия молодых актёров под руководством О. Н. Ефремова (ныне Московский театр «Современник»). В 1976 г. на базе курса Школы-студии МХАТ организован Театр-студия под руководством В. К. Монюкова (ныне Московский Новый драматический театр).