#Заслуженные деятели искусств РСФСРЗаслуженные деятели искусств РСФСРИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЗаслуженные деятели искусств РСФСРЗаслуженные деятели искусств РСФСРНайденo 43 статьиГрафикиГрафики Фаворский Владимир АндреевичФаво́рский Влади́мир Андре́евич (1886–1964), российский гравёр, рисовальщик, художник книги, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1959), народный художник СССР (1963); действительный член Академии художеств СССР (1962). Работал как мастер монументального и декоративно-прикладного искусства, сценограф. Как практик и теоретик занимался проблемой пространства и времени в искусстве. Его работы отличаются строгой логикой организации формы, аналитическим подходом к созданию художественной реальности. Работал преимущественно в технике ксилографии. Фаворский внёс значительный вклад в развитие изобразительного искусства в России. Награждён Ленинской премией (1962).Актёры Берсенев Иван НиколаевичБерсе́нев Ива́н Никола́евич (1889–1951), российский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1948). В 1907 г. в киевской антрепризе Н. Н. Соловцова работал под руководством К. А. Марджанишвили. С 1911 г. в Московском Художественном театре, где под влиянием Вл. И. Немировича-Данченко раскрылся как характерный актёр. В 1924–1936 гг. актёр во Втором МХАТе (с 1928 одновременно заместитель директора, с 1933 художественный руководитель). С 1938 г. художественный руководитель и ведущий актёр Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»). Преподавал в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; профессор с 1939). Награждён орденами «Знак Почёта» (1938), Трудового Красного Знамени (1947), Ленина (1948).Музыканты Дмитревский Георгий АлександровичДмитре́вский Гео́ргий Алекса́ндрович (1900–1953), российский хоровой дирижёр, педагог, общественный деятель. Преподавал хоровое дирижирование в Московской (1930–1944, профессор с 1939) и Ленинградской (1945–1953, профессор) консерваториях; среди учеников: К. Б. Птица, Ф. М. Козлов, Г. М. Сандлер. В 1943–1953 гг. художественный руководитель Ленинградской академической капеллы, существенно расширил её репертуар, в том числе за счёт ранее не исполнявшейся советской музыки. Автор популярного учебного пособия «Хороведение и управление хором» (1957).Музыканты Паверман Марк ИзраилевичПаверма́н Марк Изра́илевич (1907–1993), российский дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), народный артист РСФСР (1962). Дирижировал оркестрами Москвы, Свердловска (ныне Екатеринбург), в 1938–1941 гг. главный дирижёр Азово-Черноморской краевой государственной филармонии в Ростове-на-Дону (ныне Ростовская государственная филармония). С декабря 1942 по 1970 гг. возглавлял Симфонический оркестр Свердловской филармонии (ныне Уральский академический филармонический оркестр). В 1935–1938, затем с декабря 1941 по 1986 гг. преподавал в Уральской консерватории (до 1945 Свердловская консерватория).Музыканты Ермакова Людмила ВладимировнаЕрмако́ва Людми́ла Влади́мировна (1927–2008), российский хормейстер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), народная артистка СССР (1988). В 1983–2005 гг. главный дирижёр и художественный руководитель Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио.Режиссёры Ивановский Александр ВикторовичИвано́вский Алекса́ндр Ви́кторович (1881–1968), российский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). В 1904–1917 гг. режиссёр Оперы С. И. Зимина в Москве. В кино с 1918 г. Среди лучших фильмов: «Иудушка Головлёв» (1933), «Музыкальная история» (1940, с Г. М. Раппапортом; Сталинская премия 2-й степени «за достижения последних 6–7 лет», вручена в 1941), «Антон Иванович сердится» (1941), «Укротительница тигров» (1954). Автор сценария балета «Динамиада» (1929), по которому Д. Д. Шостакович написал балет «Золотой век». Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1950, 1951).Режиссёры Бурдонский Александр ВасильевичБурдо́нский Алекса́ндр Васи́льевич (1941–2017), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), народный артист Российской Федерации (1996). С 1972 г. режиссёр Центрального театра Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской Армии).Режиссёры Петровский Андрей ПавловичПетро́вский Андре́й Па́влович (1869–1933), российский актёр, режиссёр, театральный педагог, заслуженный работник искусств РСФСР (1926). Играл в Театре Корша, Александринском театре (1904–1915) и других театрах России и СССР. Как режиссёр работал на драматической сцене; в 1920–1930 гг. режиссёр-постановщик Большого театра. Преподавал сценическое мастерство, в 1921–1925 гг. заведовал драматическим отделением Государственного института музыкальной драмы (с 1922 Государственный институт театрального искусства – ГИТИС).Педагоги, деятели образования Пушкин Александр ИвановичПу́шкин Алекса́ндр Ива́нович (1907–1970), российский артист балета, педагог, заслуженный артист Башкирской АССР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). В 1925–1953 гг. в Ленинградском театре оперы и балета (ГАТОБ; ныне Мариинский театр). Выдающийся педагог классического танца. С 1932 г. преподавал в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), с 1953 г. – в ГАТОБе. Среди учеников: А. А. Макаров, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников, Н. А. Долгушин, Ю. В. Соловьёв, А. Е. Осипенко, О. М. Виноградов. Педагогическому мастерству А. И. Пушкина посвящён документальный фильм «Урок классического танца» (1968).Живописцы Петров-Водкин Кузьма СергеевичПетро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г. 12345