Бирман Серафима Германовна
Би́рман Серафи́ма Ге́рмановна [29.7(10.8).1890, Кишинёв – 11.5.1976, Москва], российская актриса, режиссёр, народная артистка РСФСР (1946).
Окончила московскую драматическую школу А. И. Адашева (1911). Работала в МХТ (с 1911), 1-й Студии МХТ (с 1913), МХАТе 2-м (1924–1936), Театре имени МОСПС (1936–1938). Среди ролей: Вдовствующая королева («Эрик XIV» А. Стриндберга), королева Анна («Человек, который смеётся» по В. Гюго), Улита («Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину). Постановки: «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого (1923), «Испанский священник» Дж. Флетчера (1934), «Васса Железнова» М. Горького (1936, заглавная роль) и др. В 1938–1958 гг. в Московском театре имени Ленинского комсомола имени Ленинского комсомола (Мария Эстераг – «Мой сын» Ш. Ю. Гергея и О. С. Литовского, майор Греч – «Так и будет» К. М. Симонова и др.). Постановки: «Зыковы» Горького (1940, Зыкова), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942, Каренина), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман (1945, Фанни Ферелли), «Русский вопрос» Симонова (1947) и др. С 1959 г. в Театре имени Моссовета (Войницкая – «Леший» А. П. Чехова, Фтататита – «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, Карпухина – «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому и др.). В актёрском искусстве Бирман глубина психологического решения образа и внутренний драматизм выявлялись в острой сценической форме. Режиссёрскую манеру Бирман отличали лаконизм, чёткость, смелая театральность.
Снималась в фильмах «Иван Грозный» (Ефросинья Старицкая, 1944; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1946), «Обыкновенный человек» (Констанция Львовна, 1956) и др.